Найти тему
Справочник кинопижона

Почему Брюс Ли - вечная легенда

Оглавление

Брюс Ли не был хорошим актером. Когда он пытается играть драму, на это больно и стыдно смотреть. Его фильмы в лучшем случае можно отнести к категории "Б", как визуально, так и если взглянуть на них с точки зрения сценария. Даже гонконгские боевики начала 70-х часто имели более серьезную драматургическую основу. Так почему же Брюс стал одним из самых важных людей мира кино прошлого века? Культ личности Брюса Ли существует спустя почти 50 лет после его гибели? Одним "упыриным интересом" дело не объяснить. Есть немало известных актеров и актрис, покинувших бренный мир на пике популярности, но сравнимую посмертную славу с Брюсом имеют очень немногие. На это есть несколько причин, и все они сводятся к тому, что Ли был первым сразу в нескольких отношениях. Нет, не лучшим, а именно первым.

Брюс Ли был первым легитимным бойцом - кинозвездой

Тот факт, что Ли был бойцом вне экрана не вызывает особых сомнений ни у кого. Есть различные мнения относительно того, насколько хорошим бойцом он был вне экрана (например, Тарантино), но наличие боевых качеств у Брюса не отрицает никто. Именно этот факт, а также умение правильно "продать" себя в качестве настоящего кинобойца моментально выделили Брюса среди актеров. Да, сейчас многие призеры соревнований по боевым искусствам и бойцы MMA снимаются в кино. Но в 1971-м Брюс был единственным.

Брюс Ли был первым китайцем, кто успешно вышел на американский рынок

-2

Нельзя сказать, что боевые искусства, карате или кунг-фу, а также гонконгское кино были совсем не знакомы американской публике в начале 70-х. Но известность они имели в очень узких кругах, поэтому когда первые фильмы Брюса стали крутить в грайндхаусных кинотеатрах США, то что Брюс выделывал на экране стало настоящим шоком. Массовая популярность восточных единоборств в США 70-х заслуга во многом Брюса. Как и популяризация гонконгского кино. Зрителям настолько не хватало новых фильмов Брюса, что после его смерти возник целый новый жанр кино, эксплуатирующего его образ.

В фильмах Брюса Ли была революционная для своего боевая хореография

-3

Брюс был далеко не первым, кто стал сниматься и снимать фильмы с выраженным акцентом на боевые искусства. Фильмы о кунг-фу появились в Гонконге практически сразу с рождением киноиндустрии. Но характер боевой хореографии в фильмах Ли и, скажем, в фильмах студии Shaw Brothers был принципиально иным. Если традиционное боевое кино Гонконга показывало каждый поединок как танец, где практически не ощущалась контактность ударов, а красота поединков была символической, а не реальной; в фильмах Брюса Ли акцент был сделал на скорость, жесткость и натурализм. Сейчас боевка в фильмах Брюса выглядит изрядно устаревшей, однако в свое время - это была вершина реалистичности в боевом кино. Таких драк не было ни в азиатском кино, ни в зарождавшихся голливудских боевиках.

Брюс Ли отрицал традиции боевого кино

-4

Главной претензией пуристов от мира китайских боевых искусств к Брюсу было то, что он фактически предал свои корни. Брюс отрицал "чистое кунг-фу", активно включая в свой арсенал приемы и техники некитайских единоборств. Простая и вроде бы очевидная философия, согласно которой единоборства должны быть максимально эффективны и неважно какой ценой достигнута эта эффективность для своего времени была революционной и еретической одновременно. Эту концепцию Ли активно применял и в своих фильмах. Когда герои традиционных гонконгских экшнов отстаивали честь своей школы против другой школы, используя уникальные техники, Брюс Ли бился в своих фильмах с врагами за национальную честь и только до победы.