Как вы думаете, как давно зародилось искусство живописи!
Оно такое же древнее, как и люди не земле. Рисовать начали еще древние пещерные люди, их традицию продолжили в древних цивилизациях Египта, Китая, Индии, Греции и Рима.
Выдающимися художниками изобилует Средневековье и эпоха Возрождения.
Но труд этих людей был сложным, тяжелым и порой опасным для жизни. С какими сложностями только не сталкивались живописцы прошлых столетий.
Революцию в ремесле художника произвели три вещи без которых жизнь современного живописца была бы не мыслима.
1. Кисть
Наверное, самый древний инструмент в этом ремесле. Но не такой простой как кажется на первый взгляд.
Древние люди свои пещеры раскрашивали пальцами, тростинами, полыми деревянными трубочками, перьями. Дальнейшее развитие человеческой цивилизации привнесло разнообразие.
Так в Древнем Египте (около 3000 лет до н.э.), Древнем Риме и Греции научились пользоваться тряпочными спонжами, острыми металлическими и деревянными прутьями, губками, кончиками хвостов некоторых животных.
А вот древние китайцы оказались всех хитрее. Именно они придумали кисть и стали использовать ее, но только для каллиграфии, держа строго в секрете технику нанесения красивых изогнутых линий.
Как и все китайские изобретения (фарфор, порох, компас), кисть была тайна вывезена из страны в Европу.
Современный вид она приобрела в 19 веке, когда появился металлический крепеж щетинок (вместо перетянутой струны) и жесткие щетины кабана или быка.
До этого использовали человеческий волос или волос пушистых зверей. Нанесение было нежным без резких штрихов. Создавался плавный мягкий переход от цвета к цвету.
Металлическая пластина для крепления, в свою очередь, позволила сделать кисть не круглой, а плоской.
При этом создалась дополнительная траектория движения руки и быстрого нанесения штрихов. Это было невероятное преимущество для художника, пытающегося запечатлеть что-то неуловимое.
2. Тюбик с краской.
Если кратко рассказать из чего делали краски, то это будут самые подручные вещества, но не всегда безопасные: яичные белки, животный клей, древесная смола, воск, молоко, льняное масло, оксид железа, скипидар, киноварь, вермильон (получается при нагревании ртути и серы), свинец.
Однако были и очень дорогостоящие материалы - золотые, ультрамариновые (из полудрагоценного лазурита) краски и индийский красный лак.
Краска делалась вручную, было много разных секретов смешивания ингредиентов, но вот хранилась такая краска плохо и не долго. Часто смеси быстро окислялись, продукты животного происхождения гнили и краска становилась негодной уже на следующий день.
Встал вопрос о ее консервации и удобном хранении. Было придумано хранить разведенную краску в мочевом пузыре свиней. На долгое время этот метод стал выходом из ситуации.
Пока в 1841 году, американский изобретатель не запатентовал жестяную трубку, которая сворачивалась с одного конца, а на другой – накручивалась крышка.
Тюбики с краской не только освободили художника от тяжелого физического труда, но и позволили художнику брать их с собой для работы вне дома.
3. Складной мольберт
Сколько лет этому изобретению сказать сложно. Но удобной подставкой для бумаг пользовались еще монахи в Средние века.
На таких подставках-стойках они расписывали библейские миниатюры или тайком переводили запрещенные латинские тексты.
Художникам же пока никакие подставки не были нужны, так как в средневековой Европе расписывались стены, потолки храмов в виде фресок и мозаики.
Лишь в эпоху Ренессанса мольберт становится необходимым аксессуаром художника, когда живопись приобрела невиданные масштабы и направления.
Так, с помощью такого нехитрого изобретения, художники сделались более мобильными и получили возможность работать не только в своей мастерской, но и в любом другом месте.