Найти тему
Музей - это НЕ скучно!

Три инструмента художника, появление которых произвело революцию в искусстве

Оглавление
Труд художников в прошлом был титанически сложным и трудоемким.
Труд художников в прошлом был титанически сложным и трудоемким.

Как вы думаете, как давно зародилось искусство живописи!

Оно такое же древнее, как и люди не земле. Рисовать начали еще древние пещерные люди, их традицию продолжили в древних цивилизациях Египта, Китая, Индии, Греции и Рима.

Выдающимися художниками изобилует Средневековье и эпоха Возрождения.

Но труд этих людей был сложным, тяжелым и порой опасным для жизни. С какими сложностями только не сталкивались живописцы прошлых столетий.

Революцию в ремесле художника произвели три вещи без которых жизнь современного живописца была бы не мыслима.

1. Кисть

Наверное, самый древний инструмент в этом ремесле. Но не такой простой как кажется на первый взгляд.

Древние люди свои пещеры раскрашивали пальцами, тростинами, полыми деревянными трубочками, перьями. Дальнейшее развитие человеческой цивилизации привнесло разнообразие.

Древние люди рисунки на стены наносили самым простым способом- пальцами и отпечатками ладони.
Древние люди рисунки на стены наносили самым простым способом- пальцами и отпечатками ладони.

Так в Древнем Египте (около 3000 лет до н.э.), Древнем Риме и Греции научились пользоваться тряпочными спонжами, острыми металлическими и деревянными прутьями, губками, кончиками хвостов некоторых животных.

А вот древние китайцы оказались всех хитрее. Именно они придумали кисть и стали использовать ее, но только для каллиграфии, держа строго в секрете технику нанесения красивых изогнутых линий.

Китайцы долго скрывали секрет нанесения красивых линий на холсте.
Китайцы долго скрывали секрет нанесения красивых линий на холсте.

Как и все китайские изобретения (фарфор, порох, компас), кисть была тайна вывезена из страны в Европу.

Современный вид она приобрела в 19 веке, когда появился металлический крепеж щетинок (вместо перетянутой струны) и жесткие щетины кабана или быка.

До этого использовали человеческий волос или волос пушистых зверей. Нанесение было нежным без резких штрихов. Создавался плавный мягкий переход от цвета к цвету.

Металлическая пластина для крепления, в свою очередь, позволила сделать кисть не круглой, а плоской.

При этом создалась дополнительная траектория движения руки и быстрого нанесения штрихов. Это было невероятное преимущество для художника, пытающегося запечатлеть что-то неуловимое.

2. Тюбик с краской.

Если кратко рассказать из чего делали краски, то это будут самые подручные вещества, но не всегда безопасные: яичные белки, животный клей, древесная смола, воск, молоко, льняное масло, оксид железа, скипидар, киноварь, вермильон (получается при нагревании ртути и серы), свинец.

Однако были и очень дорогостоящие материалы - золотые, ультрамариновые (из полудрагоценного лазурита) краски и индийский красный лак.

Производство краски было долгим процессом, который состоял из множество этапов.
Производство краски было долгим процессом, который состоял из множество этапов.

Краска делалась вручную, было много разных секретов смешивания ингредиентов, но вот хранилась такая краска плохо и не долго. Часто смеси быстро окислялись, продукты животного происхождения гнили и краска становилась негодной уже на следующий день.

Встал вопрос о ее консервации и удобном хранении. Было придумано хранить разведенную краску в мочевом пузыре свиней. На долгое время этот метод стал выходом из ситуации.

Пока в 1841 году, американский изобретатель не запатентовал жестяную трубку, которая сворачивалась с одного конца, а на другой – накручивалась крышка.

Теперь краска всегда была у художника под рукой.
Теперь краска всегда была у художника под рукой.

Тюбики с краской не только освободили художника от тяжелого физического труда, но и позволили художнику брать их с собой для работы вне дома.

3. Складной мольберт

Сколько лет этому изобретению сказать сложно. Но удобной подставкой для бумаг пользовались еще монахи в Средние века.

На таких подставках-стойках они расписывали библейские миниатюры или тайком переводили запрещенные латинские тексты.

Художникам же пока никакие подставки не были нужны, так как в средневековой Европе расписывались стены, потолки храмов в виде фресок и мозаики.

Лишь в эпоху Ренессанса мольберт становится необходимым аксессуаром художника, когда живопись приобрела невиданные масштабы и направления.

Свидетельством тому служат полотна известных художников с изображением на них мольберта.
Свидетельством тому служат полотна известных художников с изображением на них мольберта.

Так, с помощью такого нехитрого изобретения, художники сделались более мобильными и получили возможность работать не только в своей мастерской, но и в любом другом месте.

-7