СВАДЬБА ВО ФЛОРЕНЦИИ XV века была делом серьёзным и весьма ответственным. Девушки выходили замуж в возрасте от 15 до 19 лет (иногда и раньше), часто за мужчин много старше их. К годам 22-24 они достигали, как считалось, идеального детородного возраста. Детей в семьях было много, но далеко не все достигали зрелости. Из-за опасностей, связанных с родами, женщины часто составляли завещание накануне.
Вместе с невестой в дом супруга переезжало и ее приданое. Подробные перечни ложек, поварёшек, тканей и разной утвари сохранились в брачных договорах того времени. Часть вещей складывалась в расписные свадебные сундуки - кассоне.
Сундуки часто украшались сценами, связанными со свадьбой или любовью. Сюжеты заимствовались из библейской или римской истории, мифов, новелл Боккаччо или создавались под влиянием любовной поэзии.
Сцена обручения на картинке происходит как раз с фронтальной панели такого сундука. Хранится она в музее Метрополитан. Сюжет (скорее всего, неверно!) связывают с истории библейской героини Есфири, о которой поговорим в другой раз. Просто потому, что Ester написано под ногам новобрачной.
Самое ценное в этом изображении - это большое число бытовых деталей, которые наполняют всю сцену. В центре жених надевает кольцо на руку невесты. Одеты они по моде Флоренции второй половины XV в. Дамы, сидящие за столом, тоже одеты в роскошные одежды, а по стенам висят золотые ткани, которые заменяли в домах богатых флорентийцев обои.
Очаровательный персонаж слева на первом плане будто подслушивает и тайно выведывает происходящее под лоджией. И мы, подобно этому персонажу, имеем уникальную возможность подглядеть, как жили флорентийцы, как они пировали и украшали свои дома во времена Лоренцо Великолепного.
МАСТЕРА: Марко дель Буоно Джамберти и Аполлонио ди Джованни ди Томмазо. Эти двое владели одной из самых больших мастерских по производству свадебных и других сундуков во Флоренции в середине и третьей четверти XV столетия.
РАЗМЕРЫ: 140,7 х 44,5 см.
ФОТО: Metropolitan Museum of Art