У каждого писателя есть свои маленькие пристрастия. Помните, как у Ахматовой — существуют два человеческих полюса «Чай, собака, Пастернак» и «Кофе, кошка, Мандельштам». Это подобно противостоянию мужчины и женщины. Это как Москва и Питер.
Я представитель типа «Кофе», боготворю кошек и тридцать лет живу в Санкт-Петербурге.
Сегодня я расскажу вам о моей любви к кофе и о том, что может сделать художник, если в нём живёт страсть к этому магическому напитку.
МАГИЯ КОФЕ
Я страстная поклонница кофе и люблю всю эстетику, связанную с ним. Мне нравится запах, цвет, вкус этого напитка. Каждый раз чувствую невероятную магию, когда открываю только что купленный пакет кенийского кофе в зёрнах. Это обязательно арабика, зёрна слегка обжарены и немного маслянисты на ощупь. Я медленно запускаю руку в шуршащий пакет, беру горсть и бросаю в кофемолку — зёрна переливчато стучат по металлу, предвкушение сосредотачивается в мягком аромате, поднимающемся к моему лицу. Мир уменьшается до одной короткой линии от ещё пока целых матовых зёрен до моих прищуренных от удовольствия глаз и трепещущих от наслаждения крыльев носа. Время останавливается и начинает течь медленно, кружась спиралями аромата кофе вокруг меня.
Дальше — почти театральное действо. Я открываю старую ручную кофемолку, насыпаю горсть коричневых зёрен, с благоговением закрываю и начинаю крутить ручку, слушая глухой хруст кофе. Мелю дальше, продолжая прислушиваться к шуршанию и пощёлкиванию. Вдруг звуки смолкли — зёрна превратились в заветный порошок. Открываю кофемолку и вдыхаю уже обновлённый аромат — более плотный и густой. Затем беру маленькую мельхиоровую ложку и пересыпаю всё в медную турку с арабским орнаментом. Крутой кипяток льётся на молотый кофе, коричневые пузырьки вздымаются и лопаются, спичкой я зажигаю огонь на плите и только потом ставлю турку на конфорку. Не знаю почему, но я делаю именно так — сначала надо зажечь огонь и полюбоваться на него хотя бы несколько секунд. Потом уже можно варить кофе. Огонь я делаю совсем маленьким, но кофе варится слишком быстро. Если кто-то неожиданно зайдёт на кухню и отвлечёт меня — кофе обязательно убежит. И это тоже часть ритуала — когда кофе убегает, я смеюсь и радуюсь как ребёнок.
Кофе готов. Надо только достать красивую чашку и финики, а потом сесть у окна и, наслаждаясь вкусом и ароматом, можно смотреть на небо и облака. Я могу мечтать, растягивая каждую минуту в вечность. Но кофе в чашке убывает и остаётся на дне то, что пить уже нельзя. Зато можно погадать. А ещё лучше — порисовать. Рисунки получаются тёплыми, мягкими, наполненными солнцем и магическим ароматом. Я рисую мои кофейные сказки и меня захватывает волна радости. Она несёт меня в моё море — море гармонии, созидания и счастья...
Однажды я наткнулась на небольшой короткометражный игровой фильм, в котором белый американский парнишка влюбляется в арабскую девушку. Фильм очень милый и основным его эстетическим элементом является процесс покупки девушкой кофе. Важный момент фильма — превращение зёрен в ароматный напиток. Девушка готовила кофе так, как это делали её предки — молола вручную, варила на огне и шептала молитвы.
Я запомнила одну очень красивую мысль, которую девушка попыталась передать парню: кофе нам дан для того, чтобы мы могли слиться с божественным началом и почувствовать, что такое — быть богом. Мне понравилось вот ещё что: когда пьёшь кофе, молись. Не болтай, не суетись, а соединись со всевышним и твори молитву...
Не удивляйтесь, что все эти рисунки подписаны именем Eva Barro, а при этом пишу я о себе. Eva Barro — это мой псевдоним. Сложно совмещать в одном имени писательско-изобразительную деятельность для детей и философско-художественную для взрослых. Поэтому Катя Шатон занимается детской литературой и рассказами, а Eva Barro пишет литературные эссе и рисует картины для взрослых. Что поделаешь, я многогранная натура... 😉
Вы не знаете, чем себя занять?
Сварите себе чашечку крепкого кофе. Выпейте с удовольствием почти до дна, оставив совсем немного. Возьмите бумагу и кисть. Не ждите вдохновения, а просто рисуйте, растягивая время в бесконечную линию наслаждения процессом.
Катя Шатон