Начало истории - здесь
Предыдущий кусочек истории - здесь
40. Крестовый поход на Русь
И Папа Григорий IX, и все участники конфликта 1240 – 1242 годов немало бы подивились такому определению. Ну никак невозможно было провозгласить целью Крестового похода смену одной разновидности христианства на другую. Глубокая пропасть между православием и католицизмом возникла гораздо позже, через три столетия. Захват Константинополя в 1204-м – совсем другая история, с различием в обрядах вовсе не связанная, и у Папы римского восторгов не вызвавшая. И никак не бывшая изначальной целью Четвёртого крестового.
Плюс ко всему завоевание Руси – цель, которую мог бы всерьёз рассматривать автор какого-нибудь фэнтэзи, но никак не средневековые политические и военные лидеры. Типа отправим пару ударных батальонов на завоевание США.
Тут Тевтонскому ордену никак с куршами и земгалами не разобраться, а его – Русь завоёвывать. С хорошенькой перспективой перейти дорогу монголо-татарам.
Миф в общем.
Всё гораздо скромнее на самом деле. Тут вот есть версия на эту тему.
Кто проиграл сражение на Чудском озере?
41. Ла Форби. 1244 год
В 1221 году монголы захватили хорезмийскую столицу Ургенч, процветающее государство Хорезм практически перестало существовать. Хорезмшах Джелал-ад-Дин ещё десять лет вёл партизанскую войну, но погиб в 1231-м. Отряды хорезмийцев, сумевшие избежать разгрома бродили по региону, вожди кланов предлагали разным мусульманским правителям свои услуги.
Султан Египта ас-Салих Айюб как-то нелояльно к людям Креста относился, не так, как его отец аль-Камил. Вот и нанял бродячих хорезмийцев, чтобы отобрали у христиан Иерусалим.
Хорезмийцы захватили Святой город в июле 1244-го. До того всё порушили, что теперь уже стало и городом сомнительно называть, так, груда развалин.
Это не всем понравилось. Понятное дело, христианам. Но и многие мусульманские правители были недовольны. Недовольны разрушением Святого города, недовольны усилением Египта, бродячими хорезмийцами и султаном ас-Салихом.
Выяснять отношения собрались возле деревни Ла Форби (ныне – Хирибия), район Газы. 17 октября 1244 года.
С одной стороны – султан египетский ас-Салих Айюб плюс друзья – хорезмийцы.
С другой – армия Королевства Иерусалимского, в том числе Ордена – тамплиеры, госпитальеры, тевтоны и даже Святого Лазаря. Плюс естественные союзники – эмир Дамаска, эмир Керака и эмир Хомса.
Христиане вместе с поддержавшими их эмирами были разгромлены подчистую, как при Хаттине. В общем, Королевство Иерусалимское осталось без армии. И без Иерусалима тоже.
42. Седьмой Крестовый поход. 1248-1254 годы
Иерусалим опять потерян. Вроде как надо по новой освобождать. Но вот кто будет этим заниматься?
Тут кстати опасно заболел молодой король Франции Людовик IX (будущий Святой). Понятное дело, поклялся, если выздоровеет – организовать Крестовый поход.
Выздоровел. Вместе с королём крест на себя возложили трое его братьев плюс герцог Бургундский Гуго, тоже Капетинг. В общем, предприятие почти чисто французское.
Собрались в 1248 году, переправились на Кипр, там перезимовали. Три тысячи рыцарей, пять тысяч арбалетчиков, а всего пятнадцать тысяч воинов-крестоносцев.
В июне 1249-го армия Людовика высадилась в Египте и захватила важный горд Дамиетту. Действительно важный город, султан предлагал обменять его на Иерусалим, но король не согласился. Дамиетта довольно легко досталась, думал, что и дальше так будет – весь Египет, а потом уже Палестина – сама собой упадёт в руки.
Полгода христиане праздновали взятие Дамиетты, пока жрать нечего стало. Тогда двинулись на Каир.
Разлив Нила к тому времени закончился, но так и так Нил – река довольно широкая да ещё вблизи устья растекается по нескольким рукавам. Переправы под «греческим» огнём мусульман, длинные марши по болотам, всё как надо.
Крестоносцы всё-таки кое-чего добились – передовой отряд графа Артуа ворвался в город Мансуру. И оказался там блокирован. Остальные сражались в окрестностях города. Потери у христиан были большие, в том числе и королевский брат погиб, но всё-таки удалось более-менее в порядке отступить. На другой день – новое поражение, тоже не разгром, но всё равно обидно.
Доконала крестоносцев дизентерия. Военный лагерь превратился в госпиталь. Тогда король приказал отступать на Дамиетту, но армия уже превратилась в беспорядочную толпу.
Кто не погиб и не умер от болезни – попал в плен. В том числе и сам Людовик IX.
Мусульмане, впрочем, всех освободили – за 800 тысяч (по другим сведениям – миллион) безантов. Дамиетту, понятное дело, тоже пришлось вернуть.
Так вот, ничего не добившись в Египте, крестоносцы переправились в Акру. Впрочем, вскоре у большинства нашлись неотложные дела во Франции, король остался в Палестине с очень небольшой армией.
Немного повоевал, какие-то города укрепил, какие-то наоборот порушил, рутина, в общем, затянувшаяся на четыре года.
В 1254 году Людовик и остававшиеся ещё с ним крестоносцы вернулись на родину.
Сеньор Жан де Жуанвиль, командовавший маленьким (а после отбытия владетельных графов – уже и довольно большим) отрядом, оставил обо всём этом деле очень интересные воспоминания. Вообще, книга называется «Жизнь Людовика Святого». Некоторые фрагменты можно найти здесь:
По следам Жана де Жуанвиля. Часть 1. Трагедия на берегах Нила
По следам Жана де Жуанвиля. Часть 2. Каким был Людовик Святой
По следам Жана де Жуанвиля. Часть 3. Биография писателя
По следам Жана де Жуанвиля. Часть 4. Приколисты XIII века
По следам Жана де Жуанвиля. Часть 5. Развлечения и битвы XIII века
43. Второй Шведский Крестовый поход. 1249-1250 годы
Если помните, Первый Шведский крестовый не то состоялся, а может, только задумывался, добился чего-нибудь принц Эрик или нет – вопрос, мягко выражаясь, дискуссионный.
Зато вот Второй Шведский был конкретно. Правда, о нём тоже мало сведений, но всё же.
Командовал походом небезызвестный ярл Биргер Магнуссон, могущественный аристократ, фактический правитель Швеции и основатель Стокгольма. Была захвачена Финляндия или какая-то часть Финляндии – непонятно. Но, по крайней мере, в Турку (Коройнен) построена резиденция епископа, епископ тоже назначен – Беро, и, значит, начал он нести свет христианства язычникам-финнам. Ещё и доминиканский монастырь основан, первый в Суоми.
Папа римский, конечно, был заинтересован в обращении Финляндии, но так вот, чтобы объявить участникам экспедиции отпущение грехов, всем и сразу – об этом сведений нет. Так что не очень и понятно, в какой степени и вообще можно ли считать поход Биргера крестовым.
Потом летописцы историю Второго Шведского немного подзапутали. Ярл Биргер в 1249 году ходил в Финляндию. В 1240-м ярл Ульф Фаси десантировался с небольшим отрядом в устье Невы, где и был побит князем Александром. Ничего личного – нормальный пограничный конфликт, тем более что территория на тот момент непонятно чья, спорная.
Потом, когда всё это летописцы перемешали, получилось, что якобы ярл Биргер ходил в 1240 с Крестовым походом на Новгород. А может, даже и на Москву, Воронеж и Санкт-Петербург.
Ну, думаю, понятно, что ярл – не имя, а титул. Вначале так называли командиров дружин у викингов, потом это стало обозначать что-то вроде скандинавского герцога или графа. Конкретно в Швеции такой титул был один и в описываемый период присваивался правителю королевства, премьер-министру. Биргер Магнуссон стал ярлом в 1248-м, после смерти Ульфа Фаси.
44. Первый поход пастушков. 1251 год
Когда в Европе стало известно о разгроме Седьмого Крестового при Мансуре и пленении Людовика IX, некий монах-цистерианец Якоб, вроде как из Венгрии, стал агитировать французских бедняков идти в Заморье выручать короля. Повелось очень много народу, около сотни тысяч.
Поначалу всё было культурно. Якоба приняла Бланка Кастильская, королева-мать, исполнявшая регентские обязанности.
Но дальше, когда бедняки уже тронулись в путь, сразу возникли проблемы. И с продовольствием. И с дисциплиной. «Пастушки» устроили беспорядки в нескольких французских городах, потом решили, что пока они ещё не добрались в Утремер, надо размяться массовыми убийствами евреев.
Королевские отряды стали крестоносцев вылавливать и арестовывать. Большая группа «пастушков» возле города Буржа оказала сопротивление и была разгромлена военной силой, Якоб погиб. На том всё и закончилось.