Найти тему
Strandtenger

Краткая история Крестовых походов. Часть 8. Комиссары крестоносных армий

Начало истории - здесь

Предыдущий кусочек истории - здесь

35. Альбигойский Крестовый поход 1209-1229 годы

Катары (чистые) – приверженцы одного из течений в христианстве. Они считали, что в мире присутствует как доброе начало, так и равное ему по силе злое. Это если очень вкратце, а вообще, конечно, учение катаров было довольно сложным плюс к тому воззрения разных катарских общин довольно сильно друг от друга отличались. Катаризм был очень широко распространён в средневековой Европе. Один из регионов, где катаров было особенно много – Лангедок (современная Южная Франция – Тулуза, Монпелье, Ним). Тут же – город Альби и провинция Альбижуа, по названиям которых катаров Лангедока стали называть альбигойцами.

Официальная церковь, понятное дело, объявила учение катаров страшной ересью и боролась с ним, как могла.

Раймонд VI, граф Тулузы, был отлучён от церкви шесть раз. Он сам не был катаром, но альбигойцам конкретно покровительствовал, за что от Папы и получал периодически.

В январе 1208-го папский легат Пьер де Кастельно возвращался в Рим после встречи с графом Раймондом, закончившейся ссорой и скандалом. Легата нашли зарезанным в постели на одном из постоялых дворов. Папа Иннокентий III был разгневан до невозможности и пообещал всем добрым католикам, которые примут участие в походе на Лангедок, не только отпущение грехов, но и земли, отобранные у еретиков.

Король Франции Филипп Август в этом деле участвовать отказался, но и без него желающих набралось достаточно, около десяти тысяч. Лидером похода стал Симон де Монфор, граф Лестер.

Первый этап Альбигойского похода продолжался шесть лет, до тех пор, пока в 1215 году не была захвачена Тулуза. В дело вмешался на стороне графа Тулузы король Арагона Педро II и погиб в 1213-м в сражении у замка Мюре.

Завоевание Лангедока сопровождалось страшным кровопролитием. В начале похода рыцари-крестоносцы ещё задумывались о том, как отличить катара от доброго католика. Папский легат Арно Амори разъяснил позицию:

- Убивайте всех, Господь узнает своих.

К концу 1215-го Лангедок был оккупирован полностью. Но уже в 1216-м начались восстания, граф Раймонд собрал новую армию, крестоносцы были постепенно изгнаны из всех городов и замков, в том числе из Тулузы.

Новый король Франции Людовик VIII Лев возглавил вторую волну Альбигойского похода в 1226 году. Ему удалось захватить большую часть Лангедока, но до Тулузы король не добрался – заболел и умер.

Поход всё равно продолжался, от имени малолетнего Людовика IX армией командовал коннетабль Франции Юбер де Боже. В 1229-м граф Раймонд VII вынужден был сдать Тулузу французскому войску.

Лангедок был присоединён к владениям французского королевского дома. Но отдельные замки катаров ещё долго сопротивлялись. Монсегюр был захвачен только в 1244 году, Керибюс – вообще в 1255-м.

В ходе Альбигойского крестового похода погибло около миллиона человек. Здесь и крестоносцы, и воины графов Тулузы и союзных им сеньоров, но большая часть, конечно, – мирные жители.

36. Крестовый поход детей. 1212 год

Иерусалим никак не удавалось отвоевать военной силой. В начале 1212-го была выдвинута теория, гласящая, что освободить Святой Город могут только непорочные юные души.

Появились видения, эту теорию подтверждавшие. Нашлись страстно проповедовавшие лидеры. Германских детей возглавил Николас из Кёльна, французских – двенадцатилетний Этьен из Клуа. Ажиотаж был страшный, дети тысячами убегали из дому, никто не мог их остановить. Были совсем маленькие мальчики и девочки, но в основном – подростки, юноши и девушки. К походу также примкнули те, кто был детьми не по возрасту, а по общественному положению, люди, не имевшие никакого имущества. И германская и французская волны Похода Детей насчитывали каждая примерно по тридцать тысяч человек.

Дети-крестоносцы направились к морю.

Огромное число детей из Германии погибло во время перехода через Альпы. Только около семи тысяч добралось до Генуи. Вопреки ожиданиям море перед ними не расступилось, денег на перевоз у них тоже не было, как, впрочем, и на еду. Папа Римский детей поблагодарил за веру и посоветовал им отправляться по домам. Многие погибли на обратном пути, к своим семьям вернулись единицы.

Французские дети добрались до Марселя с меньшими трудностями. Но море тоже не расступилось. Зато два купца предложили перевезти бесплатно в Святую землю столько детей, сколько поместится на семи кораблях. Отвезли в Алжир и продали в рабство сарацинам. Остальные, кому места на кораблях не досталось, просто разбрелись.

37. Пятый Крестовый поход. 1217-1221 годы

Вот, как бы то ни было, Иерусалим до сих пор находился в руках мусульман. Папа римский Иннокентий III в 1215-м призвал к новому походу. Французские рыцари в это время были заняты борьбой с альбигойцами, но и без них нашлось достаточно желающих поучаствовать в благородном деле.

Крестоносцы отправились в путь летом 1217-го. По суше до Сплита, дальше – на кораблях. Считается, что в Пятом крестовом участвовало 32 тысячи воинов, из них 20 тысяч рыцарей. Последняя цифра, конечно, вызывает сомнения, но всё равно крестоносцев было много.

На первом этапе походом командовали Андраш II, король Венгрии и Хорватии, и Леопольд VI, герцог Австрии и Штирии.

Крестоносцы высадились возле Акры и предприняли несколько локальных операций. Мусульмане сопротивлялись слабо, паломникам удалось захватить несколько замков и городов.

В январе 1218 года Андраш Венгерский отбыл на родину – он был сильно уязвлён тем, что другие крестоносцы не приняли его план похода на Дамаск. Зато прибыло пополнение – Виллем I, граф Голландии, вместе со своим отрядом.

В дальнейших операциях принимали участие также Жан де Бриенн, король Иерусалима, Гуго де Лузиньян, король Кипра, и Боэмунд де Пуатье, князь Антиохии. Плюс главные силы трёх Орденов – тамплиеры, госпитальеры и тевтонцы во главе с магистрами. Войско собралось неслабое.

29 мая 1218 года христианская армия начала высадку в Египте. Султан был шокирован и растерян. Мало того, в это же время на территорию Египетского султаната вторглась армия Кейкавуса, султана Рума. Типа турки-сельджуки тоже вроде как участвовали в Пятом крестовом походе. На самом деле румский султан просто заключил союз с христианами из своих чисто прагматических соображений.

28 августа крестоносцы захватили башню посреди Нила – внешнее укрепление города Дамиетты. Султан аль-Адил, узнав об этом, умер с расстройства. Тем не менее, саму Дамиетту оказалось взять не так просто, осада продолжалась до ноября 1219-го.

Аль-Камил, новый султан, предлагал христианам за уход из Египта очень много, практически всё. Согласен был и Иерусалим вернуть, и все земли королевства в границах 1186 года. Казалось бы, цель похода – вот она.

Но к христианской армии был приставлен в качестве комиссара Пелагио Гальвано, папский легат и кардинал. Этот Пелагио призвал крестоносцев к войне без компромиссов, чуть ли не до полного уничтожения Султаната Египетского и вообще ислама. Экстремист, однако.

Тут ещё на помощь прибыл Людвиг Виттельсбах, герцог Баварии. Крестоносцы и повелись.

Дамиетту султан всё-таки сдал, 5 ноября 1219-го.

Ну и что?

Полтора года христиане сидели в Дамиетте, просто время проводили. Аль-Камил всё ещё был согласен на обмен – Иерусалим на Дамиетту, но крестоносцы такую доплату заломили, наличкой, что просто неприлично сказать.

Летом 1221 года христианская армия двинулась вглубь Египта, в направлении Мансуры. Понятное дело, увязли в болотах. Это же надо мозги иметь, чтобы не начинать стратегическое наступление во время разлива Нила. Мусульмане беспрерывно обстреливали крестоносцев, а те и поделать ничего не могли.

Положение христиан было отчаянным, они пытались пробиться обратно к Дамиетте, но были окружены армией султана.

Им ещё крупно повезло. Аль-Камил ещё раз пошёл на переговоры. Теперь в обмен на Дамиетту предлагалась только возможность беспрепятственной эвакуации. А что крестоносцам оставалось, как не согласиться?

Любезно предоставленные султаном корабли с паломниками-воинами покинули Египет в октябре 1221 года.

Продолжение следует