Фраза эта пришла из средневекового фарса "Адвокат Пьер Патлен".
«Вернуться к нашим баранам» предлагает в пьесе судья во время тяжбы между суконщиком и пастухом, который украл овец у суконщика; во время процесса суконщик вспоминает о том, что защитник пастуха — адвокат Патлен, не заплатил ему за сукно; разговор постоянно уходит от главной темы — и судье приходится напоминать присутствующим о пресловутых баранах.
С точки зрения образов, бесспорно, бодающиеся друг с другом истец и ответчик и есть те самые бараны, и к спору именно между ними судья предлагает вернуться. Лёгкий литературный троллинг, надо полагать, дополнялся актерской игрой и указующим на баранов судейским перстом.
Но почему нужно именно вернуться, а не вспомнить? И именно к баранам, а не к сути иска? Почему судья высказался именно так?
На то есть причины.
Где у кольца начало? Астрономы договорились, что у кольца эклиптики Солнца есть начало. С незапамятных времён точкой отсчёта принято для удобства считать точку весеннего равноденствия, которой присвоен нулевой градус.
И лежит эта точка в секторе Овна, первом знаке зодиака. Таким образом, Солнце, сделав годичный круг, снова приходит в точку ноль, к Овну, то есть к барану.
Иными словами, нельзя не вернуться к барану, и основано наше крылатое выражение именно на этом небесном факте.
Весеннее равноденствие, кстати, приходится на один из дней марта. Поэтому именно март является первым месяцем. Все, кто в курсе, что такое Новруз, со мной согласятся.
Согласятся со мной и те, кто слыхал о том, что сентябрь это седьмой месяц.
Возвращаясь к нашим баранам, замечу, что эту крылатую фразу должен был говорить именно судья, потому что именно он стоит в зодиакальном круге напротив Овна, и возвращаться к баранам Солнце начинает именно с него.
Происхождение этого выражения вызвано просто небесной механикой. Впрочем, не мне судить, я ж не Весы ...