Найти в Дзене

Фотоснайпер

Как бывший десантник стал профессиональным фотографом-пейзажистом Пермяк Александр Чазов в обычной жизни – старший оператор установки на «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтезе». Но когда в его руках оказывается фотоаппарат, Чазов превращается в матёрого фотохудожника, чьи работы любят и ценят в National Geographic и на различных выставках. В июле этого года внимание горожан привлекли необычные снимки: девушка в красивом красном платье эффектно позировала на скале Чёртов палец (Усьвинские столбы). Никто и никогда еще не проводил костюмированную фотосессию в этом месте. Скала хоть и не сильно высокая – 70 метров (почти 25-этажка), но тем не менее считается весьма непростой даже для альпинистов. Отвесный склон, наличие множества подвижных камней и сыпучесть элементов. Кто-то из экспертов назвал этот проект неоправданным риском. «Чистое безумие!» – звучало даже такое. «Дочь седого Урала» – так назывался проект, наделавший много шума в соцсетях. «Когда организуешь всё с максимальной тщательностью –

Как бывший десантник стал профессиональным фотографом-пейзажистом

Пермяк Александр Чазов в обычной жизни – старший оператор установки на «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтезе». Но когда в его руках оказывается фотоаппарат, Чазов превращается в матёрого фотохудожника, чьи работы любят и ценят в National Geographic и на различных выставках.

В июле этого года внимание горожан привлекли необычные снимки: девушка в красивом красном платье эффектно позировала на скале Чёртов палец (Усьвинские столбы). Никто и никогда еще не проводил костюмированную фотосессию в этом месте.

-2

Скала хоть и не сильно высокая – 70 метров (почти 25-этажка), но тем не менее считается весьма непростой даже для альпинистов. Отвесный склон, наличие множества подвижных камней и сыпучесть элементов. Кто-то из экспертов назвал этот проект неоправданным риском. «Чистое безумие!» – звучало даже такое.

«Дочь седого Урала» – так назывался проект, наделавший много шума в соцсетях.

-3

«Когда организуешь всё с максимальной тщательностью – то риск минимален, – рассказывает Чазов. – Идея возникла давно, готовились долго. В команде нас было трое человек, все – скалолазы со стажем. Мы с ребятами получили огромное удовольствие от проделанной работы. Нравится ли мне самому результат? Да. Но можно было лучше. Поэтому будем снимать еще».

В планах – проект на Ветлане. Уже была пробная вылазка – командой «сходили на разведку», поднялись по стене.

-4

Мечты – из детства

Знакомство с фотографией у Александра случилось в третьем классе. Дед в начале 1990-х подарил Саше школьный фотоаппарат «Смена– 8М», к слову – самую массовую камеру в мире. Вместе с другом проявляли пленку, печатали снимки.

Когда началась серьезная учёба, о фотографии пришлось забыть. После школы Александр поступил в Высшее Коломенское артиллерийское командное училище, на факультет ВДВ – единственный в стране вуз, который готовил офицеров для артчастей десанта.

-5

«Передо мной никогда не стоял вопрос, кем быть. Всегда хотел быть военным, как отец», – рассказывает фотограф.

Еще до училища начал заниматься парашютным спортом (при поступлении комиссия отдавала предпочтение тем, у кого были разряды по военно-прикладным видам спорта). Отсюда, наверное, и склонность к экстриму и бесстрашию. А еще – жажда адреналина. Сейчас в «багаже» у Александра 123 прыжка.

С армией в итоге не сложилось. После выпуска Александр отслужил два года, после чего его комиссовали по состоянию здоровья. «Я рад, что моя судьба сложилась именно так. Если бы можно было повернуть время вспять, ничего менять бы не стал. Армия – это школа жизни, она приучает к самостоятельности и ответственности, вырабатывает волю и учит терпению».

-6

После службы в 2005 году Александр устроился на нефтеперерабатывающий завод оператором технологической установки по производству бензина. Здесь и работает по сей день.

Его величество пейзаж

Первую «зеркалку» Александр купил в 2013 году. Это было осознанное решение – всерьез заняться фотографией.

А незадолго до этого он буквально заболел туризмом. Поход за походом. Хотелось запечатлеть «всю эту красоту» и поделиться с другими. «Я сразу знал, что буду снимать именно пейзажи», – рассказывает Александр. Решимости и осознанного отношения к жизни ему, конечно, не занимать.

-7

Пейзажная фотография, кстати, довольно сложный жанр. Только на первый взгляд кажется: вздернул камеру и щёлкай неземные виды гор или золотисто-бордовые «ковры» осеннего леса. Сложно запечатлеть что-то такое, чего нет у других.

«Фотограф в студии может сколь угодно долго выстраивать кадр: менять позу моделей, выставлять свет и так далее. На скале у тебя такого богатства выбора нет. Нет и времени. Горизонт возможностей – это поймать «тот самый» момент на рассвете или закате. Если «проспал» – до свидания!» – смеется Александр.

Сердечко из облаков - высший пилотаж!
Сердечко из облаков - высший пилотаж!

Еще один минус – красивыми картинками природы много не заработаешь. «Свадебщики», «портретники», репортеры-фрилансеры еще могу прокормиться фотокамерой, у пейзажистов всё намного сложнее», – объясняет Чазов.

Так что для Александра фотография – пока только увлечение, пусть и всеобъемлющее.

-9

В «анамнезе» у Чазова, кроме десантуры и турпоходов, еще и скалолазание. Полезный навык, учитывая его склонность к экстриму.

С альпинизмом он плотно познакомился после 2012 года. По Уральским горам ходил и до этого, но выше 4500 метров над уровнем моря не поднимался. Залезть под самое небо нестерпимо захотелось на Кавказе. Потом были несколько экспедиций на Гималаи.

-10

Осенью 2018 года, год назад, он забрался на высоту 5700 метров. «Гималаи – самая высокая горная система в мире, ходить не переходить. Непередаваемые ощущения!» – вспоминает Александр.

Время признания

На сайте National Geographic Россия (nat-geo.ru) – известного научно-популярного географического издания – в портфолио Чазова более 560 работ.

подборка лучших работ за пять лет – неплохой результат. Портал с завидной регулярностью размещает его фото- и видеоработы в рубрике «Фото дня».

-11

Профессиональное признание авторитетного журнала подстегнуло нашего героя открывать для себя новые вершины в фотомастерстве.

Чазов – перфекционист. Для него мало просто отснять материал. На следующий день, через неделю или год он будет пересматривать кадры и говорить себе: «Вот здесь можно было сделать лучше!» Рефлексия – страшная штука, но полезная. Без нее не было бы роста. «В фотоискусстве можно совершенствоваться бесконечно», – убежден Александр.

Пейзажного фотографа он сравнивает с работой снайпера.

Если на свадьбе приглашенный «спец» отщёлкает за час сотни снимков, то пейзажист может двое-трое суток ждать. Сидеть на точке, чтобы сделать пару кадров. Или уйти ни с чем. Бывало и такое. «Приезжаешь, и нет погоды, дождь льёт, или всё слишком гладко, пейзаж скучный, солнце яркое. Снимки получаются никакими», – поясняет Чазов.

-12

Пять лет назад он впервые выставил свои работы напоказ. Все лето в одном из московских парков проходила выставка «Вертикальный мир».

Регулярно участвует в конкурсах National Geographic, в проекте «35 фото», конкурсах Русского географического общества, фестивалях (один из последних – «Ура! Урал!» в Екатеринбурге). Всех конкурсов за последние несколько лет не упомнишь.

-13

Кстати, его первая авторская выставка в родном городе прошла в ДК «Гагарина» в 2017 году. При участии заводского профкома Александр представил публике несколько десятков работ.

Еще одна большая «персоналка» (там он показал около 100 снимков) состоялась в прошлом году в Горьковской библиотеке.

Случалось, что и побеждал. Так, например, фотография карстовых скал из Китая взяла первый приз на международном конкурсе «Взгляд иностранца». Его проводила Президентская библиотека в Санкт-Петербурге.

-14

Чазов – не типичный «пейзажный» фотограф. Привыкший к аскетичному образу жизни в походах, он выбивается из ряда «холёных пейзижистов», ценящих комфорт и удобство.

«С обывательской точки зрения, все туристы немного не в себе, – объясняет Александр. – Но даже среди любителей гор и походов фотографов считают слегка чокнутыми. Таскать на себе дополнительные 10 кило – разве такое нормальному человеку придет на ум?!» (Смеется.)

-15

«Каждый день приходят на ум миллион разных идей. Главная проблема – время. Как всё успеть?» – рассуждает Чазов. Снайпер, как никто другой, ценит время и умеет ждать. Лучшие кадры – еще впереди.

Текст: Федор Парамонов, фото: Александр Чазов

Справка:

В марте этого года авторское видеопоздравление Александра Чазова победило на конкурсе #Аэрофлот96Лет.

Фотограф поздравил авиакомпанию с Эльбруса (5642 м) – самой высокой вершины России и Европы. Ролик набрал уже более 65 тыс. просмотров.

Рожден был в лихую годину
Тяжелых двадцатых годов,
Всю тяжесть взваливши на спину
Тех первых голландских бортов.
В войну тебя помнили деды
Средь тягот, лишений и слез.
Ведь главную весть о победе
В Москву на Ли-2 ты привез.
Потом загудели турбины,
Разбег совершив в высоту.
Освоил стальные машины,
Летая на «Илах» и «Ту».
От Заполярья до Кавказа,
Калининград, Камчатку и Урал
Турбин своих протяжным басом,
Как мост воздушный, ты связал.
И радость встреч, разлук печали
Ты делишь с нами пополам.
Аэродромов терминалы –
Дороги к дальним городам.
Девяносто шесть – рубеж немалый.
С рождением, Аэрофлот!
Но это только лишь начало.
Иди на взлет! Твой курс – вперед!

Елена Дегтярёва, художник, журналист:

«Работы Александра Чазова всегда приковывают внимание. В них погружаешься, растворяешься: изучаешь или просто любуешься. Совершенная композиция дает ощущение присутствия. Ты почти дышишь тем же воздухом, что и фотограф.

Чазов видит линию горизонта тысячами глаз, чувствует природу тысячами сердец. Есть у него такой талант – ловить момент совершенства.

Как художник, я замечаю, что работы Александра Чазова исключительным образом действуют на зрителя: они вдохновляют, двигают вперед и открывают скрытые смыслы».