Найти в Дзене
авто +

Chevrolet Niva

Chevrolet Niva (рус. Шевроле Нива) — полноприводный внедорожник. Серийный российский автомобиль повышенной проходимости. Имеет постоянный полный привод на четыре колеса, двухступенчатую раздаточную коробку и межосевой блокируемый дифференциал. В мае 2020 года АвтоВАЗ получил одобрение типа транспортного средства (ОТТС) на этот автомобиль под именем LADA Niva.[1] Однако пока машина производится как Chevrolet Niva. На предсерийном этапе (1998-2002) автомобиль выпускался как ВАЗ-2123 «Нива». История Модель на смену «Ниве» АвтоВАЗ начал разрабатывать ещё в конце 80-х годов. В 1998 году на Московском международном автосалоне был представлен концепт новой модели ВАЗ-2123 «Нива». Мелкосерийная сборка ВАЗ-2123 была начата на опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа в 2001 году. Но последствия кризиса 1998-го года не позволяли заводу запустить модель в серию. В 2002 году для серийного производства модели совместно с американской компанией «General Motors» было создано предприятие «GM-АВТ
Оглавление

Chevrolet Niva (рус. Шевроле Нива) — полноприводный внедорожник. Серийный российский автомобиль повышенной проходимости. Имеет постоянный полный привод на четыре колеса, двухступенчатую раздаточную коробку и межосевой блокируемый дифференциал.

В мае 2020 года АвтоВАЗ получил одобрение типа транспортного средства (ОТТС) на этот автомобиль под именем LADA Niva.[1] Однако пока машина производится как Chevrolet Niva.

На предсерийном этапе (1998-2002) автомобиль выпускался как ВАЗ-2123 «Нива».

Chevrolet Niva 
Общие данные Производитель	Лада Запад Тольятти
(2001—2020 GM-АВТОВАЗ)
Годы производства	2002 — настоящее время
Сборка	
Россия Лада Запад Тольятти
(Тольятти, Россия)
Казахстан СарыаркаАвтоПром
(с 2017 SKD, Костанай, Казахстан)
Класс	Компактный внедорожник
Иные обозначения	ВАЗ-21236, LADA Niva
Дизайн
Тип кузова	5‑дв. SUV (5‑мест.)
Платформа	ВАЗ-2123
Компоновка	переднемоторная, полноприводная
Колёсная формула	4 × 4
Двигатель
[показать]ВАЗ-2123
[показать]Ecotec Z18XE
Трансмиссия
5-ступенчатая МКПП
Массово-габаритные характеристики
Длина	4048 мм
Ширина	1800 мм
Высота	1680 мм
Клиренс	220 мм
Колёсная база	2450 мм
Колея задняя	1456 мм
Колея передняя	1466 мм
Масса	1400 кг
На рынке
Связанные	ВАЗ-2121 «Нива»,
Лада Надежда
Похожие модели	УАЗ Патриот
Сегмент	J-сегмент
Другая информация
Грузоподъёмность	450 кг (320 л, 650 л — при сложенных задних сидениях)
Объём бака	58 л
Chevrolet Niva Общие данные Производитель Лада Запад Тольятти (2001—2020 GM-АВТОВАЗ) Годы производства 2002 — настоящее время Сборка Россия Лада Запад Тольятти (Тольятти, Россия) Казахстан СарыаркаАвтоПром (с 2017 SKD, Костанай, Казахстан) Класс Компактный внедорожник Иные обозначения ВАЗ-21236, LADA Niva Дизайн Тип кузова 5‑дв. SUV (5‑мест.) Платформа ВАЗ-2123 Компоновка переднемоторная, полноприводная Колёсная формула 4 × 4 Двигатель [показать]ВАЗ-2123 [показать]Ecotec Z18XE Трансмиссия 5-ступенчатая МКПП Массово-габаритные характеристики Длина 4048 мм Ширина 1800 мм Высота 1680 мм Клиренс 220 мм Колёсная база 2450 мм Колея задняя 1456 мм Колея передняя 1466 мм Масса 1400 кг На рынке Связанные ВАЗ-2121 «Нива», Лада Надежда Похожие модели УАЗ Патриот Сегмент J-сегмент Другая информация Грузоподъёмность 450 кг (320 л, 650 л — при сложенных задних сидениях) Объём бака 58 л

История

Модель на смену «Ниве» АвтоВАЗ начал разрабатывать ещё в конце 80-х годов. В 1998 году на Московском международном автосалоне был представлен концепт новой модели ВАЗ-2123 «Нива».

Мелкосерийная сборка ВАЗ-2123 была начата на опытно-промышленном производстве АвтоВАЗа в 2001 году. Но последствия кризиса 1998-го года не позволяли заводу запустить модель в серию. В 2002 году для серийного производства модели совместно с американской компанией «General Motors» было создано предприятие «GM-АВТОВАЗ»; лицензия на модель ВАЗ-2123 и права на бренд Niva («Нива») были переданы совместному предприятию (при этом оригинальная Нива стала с 2006 года называться «4х4», а версия ВАЗ-2123 пикап не пошла в серию).

В 2002—2003 годах «GM-АвтоВАЗ» строит в Тольятти цеха для окраски кузовов и сборки автомобилей.

В начале 2000-х годов стоимость Chevrolet Niva превышала цену классического ВАЗ-2121 вдвое, являясь прямым конкурентом выпускающегося тогда в Калининграде Kia Sportage первого поколения.

В 2017 году автомобиль начали собирать в Казахстане (город Костанай) методом крупноузловой сборки на предприятии «СарыаркаАвтоПром».

Вторая очередь

В 2012 году дочерней компанией GM-АВТОВАЗ ООО «Джей Ви Системз» на территории Особой экономической зоны Тольятти было начато строительство второй площадки завода по выпуску внедорожника Chevrolet NIVA нового поколения, однако из-за международных санкций через год объект был заморожен. К середине 2019 года строительство все еще не закончено, в том числе в связи с судебными тяжбами по поводу строительства.

Концепт-кар Chevrolet Niva на Московском автосалоне — 2014.
Концепт-кар Chevrolet Niva на Московском автосалоне — 2014.

Начало выпуска Шевроле Нива второго поколения планировалось в 2016 году. Стоимость проектирования модели оценивается в 200 млн долларов, а инвестиции в организацию производства новой модели — в 4 млрд рублей. Выпуск предполагался в объёме до 120 тысяч машин в год.

Штамповку и сварку кузова нового поколения планировалось осуществлять в новом, специально для этого возведённом цехе. Двигатель планировался 135-сильный, разработки PSA Peugeot Citroën, КПП и раздаточная коробка — из Индии и Италии.

Концепт новой Шевроле Нива был продемонстрирован в августе 2014 года, однако в марте 2015 года разработка модели была приостановлена.[Однако, учитывая, что модель разработана, предсерийные машины выпущены (пройдены ходовые испытания в Италии, Испании, Швеции, окончен комплекс зимних тестов в Когалыме), на заводе GM-АвтоВАЗ построены новый штамповочный и кузовной цеха (куда уже успели завезти и смонтировать новое оборудование), а также запущено строительство завода для производства моторов по лицензии PSA Peugeot-Citroen двигателей — прогнозируется серийный выпуск второго поколения в 2019—2022 годах.

В 2019 году АвтоВАЗ выкупил у концерна General Motors 50-процентную долю в совместном предприятии GM-АвтоВАЗ и вернул все права на товарные знаки «Нива» и «Niva». Некоторое время автомобиль будет продолжать выпускаться под именем Chevrolet Niva, после чего получит новое название под маркой LADA.

Модификации

Предсерийный этап. ВАЗ-2123


ВАЗ-2323
ВАЗ-2323

Многие узлы и агрегаты ВАЗ-2123 были позаимствованы от предыдущего поколения «Нивы» ВАЗ-21213/21214. Двигатель ВАЗ-2123 представлял собой дальнейшее развитие инжекторного мотора ВАЗ-21214 с адаптацией под новый моторный отсек. Также были выпущены модификации с карбюраторными двигателями и с инжекторным двигателем объёмом 2 литра с оригинальной трансмиссией. В результате более плотной компоновки моторного отсека запасное колесо было навешено на заднюю дверь, что, кстати, более соответствовало моде в сегменте SUV. В рулевом управлении применялся электроусилитель отечественного производства. Передний и задний карданные валы унифицированы (аналогичны короткобазной LADA 4х4), промежуточный вал удлинен. Изменено крепление раздаточной коробки (появилась третья опора), рычаг блокировки межосевого дифференциала совмещен с рычагом переключения демультипликатора (т. н. однорычажная схема «раздатки»). Редуктор переднего моста отделен от двигателя. Точки крепления задних амортизаторов смещены ближе к колесам и установлены вертикально. Нижние тяги заднего моста образуют теперь параллелограмм, что уменьшает подруливание заднего моста. Спереди, в отличие от Шевроле Нивы, имеются две буксировочные проушины. Некоторые модели комплектовались рулем со встроенной подушкой безопасности. Семейство кузовов кроме базового пятидверного универсала также предусматривало пикап ВАЗ-2323 и фургон ВАЗ-2723, не пошедшие в серию. Главный конструктор проекта - Валерий Иванович Доманский.

ВАЗ-2123
Общие данные Производитель	АвтоВАЗ
Годы производства	1998—2002
Сборка	Флаг России АвтоВАЗ (Тольятти, Россия)
Класс	SUV
Дизайн
Тип кузова	5‑дв. универсал (5‑мест.)
Компоновка	переднемоторная, полноприводная, с межосевым блокируемым дифференциалом и демультипликатором (I–2,14, II–1,20)
Колёсная формула	4 × 4
Двигатель
[показать]ВАЗ-2123
Трансмиссия
5-ступенчатая МКПП
Массово-габаритные характеристики
Длина	3900 мм
Ширина	1700 мм
Высота	1640 мм
Клиренс	200 мм
Колёсная база	2450 мм
Колея задняя	1400 мм
Колея передняя	1430 мм
Масса	1300 кг
Динамические характеристики
Разгон до 100 км/ч	17 с
Максимальная скорость	140 км/ч
На рынке
Связанные	LADA 4x4
Chevrolet Niva
ВАЗ-2120 «Надежда»
Похожие модели	УАЗ-3160
Сегмент	J-сегмент
Другая информация
Грузоподъёмность	450 кг
Расход топлива	10 л
Объём бака	58 л
ВАЗ-2123 Общие данные Производитель АвтоВАЗ Годы производства 1998—2002 Сборка Флаг России АвтоВАЗ (Тольятти, Россия) Класс SUV Дизайн Тип кузова 5‑дв. универсал (5‑мест.) Компоновка переднемоторная, полноприводная, с межосевым блокируемым дифференциалом и демультипликатором (I–2,14, II–1,20) Колёсная формула 4 × 4 Двигатель [показать]ВАЗ-2123 Трансмиссия 5-ступенчатая МКПП Массово-габаритные характеристики Длина 3900 мм Ширина 1700 мм Высота 1640 мм Клиренс 200 мм Колёсная база 2450 мм Колея задняя 1400 мм Колея передняя 1430 мм Масса 1300 кг Динамические характеристики Разгон до 100 км/ч 17 с Максимальная скорость 140 км/ч На рынке Связанные LADA 4x4 Chevrolet Niva ВАЗ-2120 «Надежда» Похожие модели УАЗ-3160 Сегмент J-сегмент Другая информация Грузоподъёмность 450 кг Расход топлива 10 л Объём бака 58 л

Первая серия

Шевроле-Нива, инжекторный двигатель ВАЗ-2123 с рабочим объёмом 1,7 литра.Подкапотное пространство Chevrolet Niva.
Шевроле-Нива, инжекторный двигатель ВАЗ-2123 с рабочим объёмом 1,7 литра.Подкапотное пространство Chevrolet Niva.

Niva выпускалась в двух основных комплектациях: L и GLS. Исполнение GLS по комплектации превосходит исполнение L из-за отделки салона искусственной кожей, литых 16-дюймовых дисков колёс, аудиоподготовки, алюминиевым кронштейном запасного колеса, который позволял запасное колесо вешать «лицом», изотермических тонированных стёкол, противотуманных фар, обогрева передних сидений и т. д.

Существуют также варианты комплектации LC и GLC, соответственно, аналогичные комплектациям L и GLS, но оснащаемые кондиционером.

Все без исключения комплектации включают в себя аудиоподготовку и электроуправление наружными зеркалами (начиная с 2004 года), подогрев наружных зеркал (начиная с 2004 года).

Автомобиль на 98 % состоял из комплектующих российского производства, от зарубежных производителей было: сцепление, главный тормозной цилиндр, ГУР от фирмы ZF, решётка радиатора, пластик и тканевые материалы салона.

В автомобиле используется бензиновый 4-цилиндровый рядный двигатель ВАЗ-2123 объёмом 1,7 л. с распределённым впрыском топлива мощностью (по ГОСТ 14846) 79,5 л. с. (58,5 кВт) с максимальным крутящим моментом (по ГОСТ 14846) 128 Нм.

FAM-1

Подкапотное пространство Chevrolet Niva FAM-1.
Подкапотное пространство Chevrolet Niva FAM-1.

Первая партия автомобилей Chevrolet Niva FAM-1 была выпущена весной 2006 года, производство началось с ноября 2006 года. Автомобиль получил индекс ВАЗ-21236 и выпускался в единственной комплектации GLX. Автомобиль оснащался двигателем Opel Z18XE (1,8 л, 122 л. с.) и 5-ступенчатой механической коробкой передач Aisin AG5 (от Suzuki Grand Vitara), новой раздаточной коробкой в едином блоке с коробкой передач. Данная модификация комплектовалась:

  • системой АБС фирмы Bosch, для которой пришлось изменить конструкцию заднего моста и ступиц передних колёс;
  • 10-дюймовым вакуумным усилителем тормозов;
  • приводными валами турецкого производства со ШРУСами в сочленениях;
  • двумя подушками безопасности (водителя и переднего пассажира);
  • регулируемым по высоте сиденьем водителя (от Chevrolet Viva);
  • преднатяжителями ремней безопасности.

В конце апреля 2008 года была снята с производства модификация автомобиля GLX или FAM-1 (Chevrolet Niva FAM-1). За два года было сделано и продано всего около тысячи Chevrolet Niva FAM-1.

Трофи

Существует тюнинговая модификация «Трофи» (Chevrolet Niva Trophy), адаптированная к использованию на бездорожье. В число основных отличий от базовой комплектации входят:

  • механический натяжитель цепи взамен гидравлического натяжителя;
  • установка шноркеля для избежания гидроудара при прохождении бродов;
  • принудительное отключение вентиляторов охлаждения двигателя;
  • сапуны трансмиссии выведены в подкапотное пространство;
  • в ведущих мостах установлены самоблокирующиеся дифференциалы повышенного трения;
  • в трансмиссии применены главные пары с передаточным числом 4.3 (вместо 3.9);
  • присутствует механизм для крепления электрической лебёдки.

Рестайлинг 2009 года

Рестайлинг модели произошёл в 2009 году, разработкой занималось дизайн-ателье Stile Bertone.

Автомобиль Chevrolet NIVA выпускается в 5 комплектациях: L, LC, LE, GL, GLC.

В мае 2015 года линейка комплектаций модели пополнилась версией LE+, созданной на основе версии GLC. Автомобиль получил кондиционер, полный пакет безопасности, шины Continental Cross Contact с дисками К&К «Камелот», а также защиту заднего бампера с тягово-прицепным устройством и некрашеные молдинги.

С 12 октября 2015 года все автомобили оснащаются модернизированными моторами стандарта «Евро-5».

Обновление 2019 года

В январе 2019 года появилась информация о начале производства обновленной модели.

Спецсерии

Спецсерия 2009 года

Осенью 2009 года к 7-летию с начала производства модели было произведено 150 Шевроле Нива эксклюзивного цвета Black Uni (чёрный неметаллик). К комплектации GLC в интерьере были добавлены хромированные элементы, а в экстерьере — окрашенные в серебристый цвет наружные ручки дверей и рейлинги, а также стильные диски колёс.[19]

Спецсерия 2010 года

Летом 2010 года на ММАС-2010 была представлена выпущенная серией из 300 автомобилей версия светло-сиреневого цвета «Lilac», оснащённая белыми указателями поворотов, 16-дюймовыми легкосплавными дисками Vicom, хромированным колпаком запасного колеса, заводской тонировкой, рейлингами и скидом переднего бампера.[20]

Спецсерия к 100-летию бренда Chevrolet

В 2011 году была выпущена спецсерия в 300 автомобилей приуроченная к 100-летию бренда Chevrolet. Спецсерия была исполнена на платформе комплектации LC, дополненной наличием шноркеля, защиты двигателя, фаркопа, дисками К&К Kamelot Black. Юбилейные автомобили были окрашены в серийные цвета темный серо-зелёный металлик — «Сочи» (250 штук) и ярко-красный металлик — «Феерия» (остальные 50).

Special Edition (SE) цвета «Тундра»

Осенью 2014 года была выпущена ограниченным числом спецсерия Chevrolet Niva Special Edition (SE) цвета «Тундра» (серебристо-зелёный металлик, код 395 BASF), приуроченная к 12-летию с начала производства модели. Комплектация была создана на основе комплектации LE и отличалась от неё цветом, литыми дисками K&K «Легион», кожаным рулём, защитой днища, противотуманными фарами, наличием обогрева сидений, тонировки, ковриков и лопаты из нержавеющей стали на двери багажника.

Технические характеристики

• Допустимая полная масса буксируемого прицепа, кг:прицеп с тормозами— 1200прицеп без тормозов— 600• Радиус поворота, м— 5,7• Подвеска передняя— пружинная, независимая, 2-рычажная• Подвеска задняя— пружинная, зависимая, 5-штанговая• Передние тормоза— дисковые• Задние тормоза— барабанные• Вакуумный усилитель— 9"• Размерность шин— 205/75R15, 205/70R15, 215/75R15, 215/65R16

Безопасность

Краш-тест Шевроле Нива был проведён в 2003 году первым российским независимым рейтингом пассивной безопасности автомобилей ARCAP (Autoreview Car Assessment Program). По результатам краш-теста вседорожник заработал 1,6 балла из 16 возможных и не получил ни одной звезды.

Chevy Niva неплохо перенесла удар — „клетка“ салона сжалась лишь на 55 мм. Но пол в ногах водителя оказался порван, а смещение педалей близко к критическим 200 мм — ступни и голени защищены плохо. Риск повредить колени о фиксатор рулевой колонки также велик. Удовлетворительна лишь защита головы и груди. Но набранные баллы сгорают почти без остатка: подушки безопасности нет, руль бьёт по груди, структурная целостность кузова нарушена. Пассажир рискует ещё больше: удар головой о переднюю панель был очень силён.

При этом, в том же 2003 году экспортная версия с ABS, подушками безопасности, преднатяжителями ремней и усиленным кузовом прошла требования EuroNCAP: после краш-теста европейского стандарта (64 км/ч с 40 % перекрытием о сминаемый барьер) Шевроле Нива смогла заработать 12,5 балла из 16 возможных (четыре звезды из пяти), но серийно модель с этими доработками не выпускалась.

С 1 августа 2011 года ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ» начал выпуск автомобилей Chevrolet NIVA, оснащённых АБС и системой фронтальных подушек безопасности водителя и переднего пассажира, включающую в себя подушку водителя, подушку переднего пассажира, ремни безопасности с ограничением нагрузки и преднатяжителем, модернизированные передние сиденья. Изменение действительно только для комплектаций GLS, GLC.

История выпуска и продаж

В 2009 году Chevrolet Niva был удостоен ежегодной профессиональной премии автомобильных журналистов «Внедорожник года 2009» в номинациях «SUV» и «Премьера года». В 2015 году по версии «Профессионального жюри» автомобильных журналистов удостоен звания «Внедорожник года 2015» в категории «Субкомпактный кроссовер».

К 2015 году выпущено 571 852 автомобиля Шевроле Нива, среди которых 42 326 отправлены в страны СНГ. 300-тысячный автомобиль был выпущен уже в 2009 году.

Так в 2014 году выпущено 45 067 автомобилей, что более чем на 20 % ниже выпуска в 2013 года (при общем падении продаж автомобилей в России на 12 % и падении продаж марки Chevrolet в России на 30 %).

В первое полугодие 2015 года продажи модели упали на 30 %, завод с 1 июля перешёл на четырёхдневную рабочую неделю.

По состоянию на лето 2015 года цена Шевроле Нива начинается от 519 тысяч рублей, при том, что год назад цена начиналась с 459 тысяч рублей (рост за год — 13 %). Продажами модели занимаются сто шестьдесят два дилера в России, а также семь дилеров и три дистрибьютора в странах СНГ.

Всего с начала производства (23.09.2002 г.) реализовано свыше 700 000 автомобилей Chevrolet Niva.