Первая книга медика по образованию Арчибальда Кронина разорвала шаблон читателям классики английского романа. "Замок Броуди" поставила Арчибальда Кронина на литературные рельсы, а автор отказался от дальнейшей работы в медицинской сфере и с тех пор написал множество романов. Его книги по праву можно назвать бестселлерами, их читают, они издаются.
Сегодня речь пойдет о трагичной истории семейства Броуди. В книге поднято множество остросоциальных проблем, в частности домашнее насилие. С чем у вас ассоциируется семья? Стабильность, защита, понимание и т.д.? С чем бы она у вас не ассоциировалась, в книге вы этого не найдете.
Глава семьи, Джеймс Броуди (сильно специфичный персонаж, злодей, которых стоит еще поискать.), однажды построил замок по тому проекту, который сидел у него в голове. Это был нелепый проект, архитектор предупреждал его об этом, однако Джеймс стоял на своем. В итоге в дом был вложен весь характер дурного персонажа.
Весь дом в целом имел какой-то таинственный, мрачный и отталкивающий вид, и непонятно было, какая мысль руководила теми, кто его строил. Небольшие его размеры мешали ему достигнуть надменного величия какого-нибудь замка баронов, если таково было назначение его готической башенки, бастионов и круто скошенных углов. Однако от этого здания веяло таким холодом, такой суровой мощью, что невозможно было увидеть в нем лишь самодовольную претензию на показное великолепие. Его зубчатые стены производили впечатление холодно-напыщенное, но не забавное, и он, при всей своей нелепости, вовсе не казался смешным. В его грандиозной архитектуре было что-то такое, от чего замирал смех, — что-то глубоко скрытое, извращенное, ощущаемое всеми, кто пристально всматривался в дом, как уродство, как воплощенное в камне нарушение гармонии.
Жители Ливенфорда никогда не смеялись над этим домом — по крайней мере не смеялись открыто. Такова была неуловимая атмосфера могущества, окружавшая его, что никто не решился бы и улыбнуться.
В этом доме живет семья Броуди: деспот и самодур Джеймс Броуди, его забитая жена Маргарет Броуди, старшая дочь Мэри, младшая дочь Несси и маменькин сынок Мэтью, ну и мать Броуди, просто обезумевшая старуха. Каждый из них страдает в этом сумасшедшем доме от главы семейства, который вбил в свою голову, что он потомок великих королевских кровей и фамилия Броуди дается человеку не просто так. Он задернул свой нос так высоко, что заставлял страдать каждого человека, который находится рядом с ним, потому что считал, что только он прав, все остальные кретины.
В современном обществе достаточно часто происходит примерно тоже самое. Мужчины стремятся к власти и к полнейшему контролю над своей женой. Так не ходи, так не одевайся, это делай, это не делай. Дальше - хуже. Начинается психологическое/физическое насилие. Женщина терпит и если она не выдерживает, то она уходит (это очень редкий случай), в частности происходит то, что муж ее полностью ломает и она просто превращается в подобие какого-то существа, без своих мыслей и чувств.
— Вот это женщина, я понимаю, такой характер тебе следовало бы иметь, ты, безликое существо! Если бы у тебя была такая любовь к жизни, ты бы лучше сохранилась, не износилась бы так скоро.
Какой должен быть уровень стрессоустойчивости жены и какое должно быть неуважение мужчины к женщине, которая к тому же подарила ему троих детей, чтобы такое можно было выносить? Я не представляю.
Маргарет Броуди настолько сильно опустили, настолько она безликое существо, что делает безоговорочно все то, что требует Джеймс Броуди, даже если это переходит все моральные границы. А такое было не один раз, но самый сильный удар читатель получил тогда, когда родная мать предала свою дочь, тупо действуя по указке своего "господина".
Она обвиняющим жестом указала рукой на Мэри. Ни тени инстинктивного стремления защитить дочь не было в ее душе. Ее страх перед мужем в эти жуткие минуты был так безмерен, что она жаждала только одного — отвести от себя всякую ответственность, всякое подозрение, будто она знала о грехе Мэри. Она хотела во что бы то ни стало выгородить себя.
Мэри Броуди по понятиям ее родителей, перешла черту, потому что забеременела от своего любимого человека. С этим персонажем вообще произошло что-то очень странное, судя по ней, в XIX веке явно было все очень плохо с сексуальным воспитанием, когда мать разговаривает с дочерью на тему половых отношений. А учитывая, какая была вообще мать и какой был отец-деспот, удивляться тому, что Мэри вообще не поняла, что с ней сделали, не стоит. Думается, что она и слова-то такого не знала на тот момент.
— Надеюсь, вы не болели? Какая вы бледная! Вы не обращались к доктору? — спрашивал он с усиленной заботливостью.
При этих словах Мэри так и застыла на месте, не донеся стакана до губ. Словно молния сверкнула перед ней, указав ей дорогу. Она поглядела на Перри с пристальным вниманием, затем устремила глаза через открытую дверь вдаль, и в душе ее созрело внезапное решение, отчего линия рта сразу стала твердой и прямой.
Ей всячески говорили, что она располнела, что она заболела, что она бледная, что плохо выглядит и множество чего еще... Но до нее дошел смысл происходящего спустя лишь три месяца.
Мэтью Броуди был типичный маменькин сынок, которого ненавидел отец и подставляла подол мать, чтобы тот ухватился за нее и не отпускал. Мэтью сильно меняется в течение романа и отсюда вытекает еще одна социальная проблема - алкоголь. Став просто сумасшедшим пьяницей, который только и мечтает, чтобы присосаться к виски, после чего заглянуть под юбке какой-нибудь кудеснице, он также помогает разрушению семьи.
Когда миссис Броуди пришлось перебраться сюда из супружеской спальни, она, разумеется, забрала с собой и вазочку, в которой всегда лежали ее часы. В течение двадцати лет прикосновение к этой вещи было у нее связано с тиканьем часов, и теперь она сразу заметила их отсутствие. Хотя она знала, что не надевала часов, она схватилась за кофточку на груди, но часов там не было, и она с беспокойством бросилась их искать повсюду — у себя в комнате, в спальне мужа, внизу в гостиной и на кухне. По мере того как шли эти безрезультатные поиски, лицо ее выражало все большее огорчение. Это были часы ее матери, серебряные, с украшениями тонкой работы, золоченым циферблатом, тончайшими изящными стрелками и швейцарским механизмом, который всегда работал очень точно. Хотя большой ценности эти часы не представляли, миссис Броуди питала крепкую и сентиментальную привязанность и к ним, и к маленькому выцветшему дагеротипу, изображавшему ее мать и вставленному в крышку часов с внутренней стороны. То была ее единственная драгоценность, и уже только поэтому она так дорожила ею. Нагибаясь, чтобы пошарить на полу, она в то же время прекрасно знала, что положила часы на обычное место. Ей пришла мысль, не взял ли их кто-нибудь случайно оттуда. Внезапно она выпрямилась. Лицо ее утратило выражение досады и точно окаменело. Ее, как молния, озарила догадка, что часы взял Мэт. Она слышала, как он ходил в ее комнате после ее отказа дать деньги, а потом он убежал из дому, не сказав ей ни слова. Ей теперь было совершенно ясно, что он украл ее часы ради той ничтожной суммы, которую он выручит за них. Она с радостью отдала бы их ему, как отдала бы ему все на свете, что только принадлежало ей и что она могла отдать, а он украл их у нее, стащил с гнусной хитростью.
Несси Броуди тоже затюкана Джеймсом Броуди, маленькая девочка, на плечи которой злой отец взвалил все свои нереализованные амбиции. Тоже ведь социальная проблема, когда родители тыкают тебя лицом в учебник, приговаривая "учись, учись, будешь великим/будешь умным/будешь...". Ни гулять, ни развлекаться, ни общаться ни с кем из своих сверстников, надо лишь держать в голове информацию, которая тебе по сути в будущем не пригодится. А все из-за отца, который решил, что он уже стар и хочет как лучше. Вот только получается "как всегда".
— Вот и хорошо. Очень хорошо. — Он потер узловатые руки со сдержанным воодушевлением. Потом вдруг, под влиянием какой-то тайной мысли, мрачно насупился и, опять наклонясь близко к лицу Несси, воскликнул: — Смотри же, победи его! Клянусь Богом, лучше тебе победить его, потому что, если ты этого не сделаешь, я… я схвачу тебя за вот эту твою тонкую шейку и задушу. Ты должна получить стипендию, или тебе придется плохо!..
— Я получу, папа! Получу, — заплакала Несси.
Почему получилось так, что Джеймс Броуди стал таким деспотом, тираном? У этого человека явно жизнь не сложилась и он никак совершенно не реализовался в своей жизни. А все проблемы из детства, судя по всему. Например, какая была у Джеймса мать? Описывается в книге она как злобная старая карга, которая никогда ничем не довольна. Все, что ее волнует, это набить желудок едой. Больше у нее нет никаких забот. Отца Джеймса не показывают, что с ним стало, не известно. Однако есть упоминание о нем.
— Да, в то время мне жилось хорошо, — продолжала она, уйдя в воспоминания и в своем опьянении утратив весь страх перед сыном. — Но все же со многим приходилось мириться. Отец твой нравом походил на тебя как две капли воды. Такой же заносчивый, а уж вспыльчив — настоящий порох! Придет, бывало, ночью и, если ему что не по вкусу, сразу накинется на меня. Но я себя в обиду не давала, нет! — Она помолчала, взгляд ее стал задумчив. — Помню все, как будто это было вчера. Ох и горд же он был, горд, как сам дьявол!
И да, все встает на свои места, мальчик принял позицию отца в отношении к женщинам и ко всему в округе. Перенял вспыльчивый характер и гордость за королевскую кровь (которой, скорее всего вовсе не являлся).
Как итог.
Книга очень сложная, потому что весь сюжет на вас сливается просто большая куча помоев различной степени, в некоторых моментах это доходит до перебора. Автор совершенно не парится по поводу своих героев, окуная их в грязь с головой.
Если вы заметили по цитатам, то язык у Арчибальда Кронина потрясающий, читать его одно удовольствие, не смотря на происходящее в этой книге-клетке.
Проблем тут поднято было очень много, это домашнее насилие, измены (об этом я не писал в основной части, но для персонажа это была норма), просто животное отношение к своим детям, пьянство и много чего еще.
Для России это все является больной темой, и вместо того, чтобы выдвинуть законопроект о домашнем насилии, мы вписываем в свою конституцию то, что муж должен быть мужского пола, а жена женского. А то, что каждый раз мужья избивают жен, травмируют своих детей, нам на это всем плевать. Не так ли?
___________________________________________________
Если тебе понравилось, ставь палец верх, подписывайся и обсуждай тему в комментариях.