Сталкиваясь с творчеством западных исследователей по отношению к моде в России, получаешь просто бесценную информацию – во первых, моды как таковой в России не было, а если и была, то она была чудовищна. Ну то, что мы не носили рубашек с эмблемами атома и как таковой Атомной Моды, в отличие от такого прогрессивного Запада у нас не было, с этим я спорить не собираюсь. Но, судя по журналам мод и кучам вырезок для кройки и шиться, модную одежду шили либо собственными руками или в ателье индпошива, которые были в любом городе СССР. Окончившие такие курсы так же работали в качестве портних на дому и не плохо, надо сказать, зарабатывали. Журналы мод в СССР продолжали выпускать и в военные годы. Модную одежду сороковых годов можно было увидеть в «Журнале мод», «Моделях сезона», «Модах» и пр. Кроме указанных выше журналов, после войны издавались «Рижские Моды», «Мода социалистических стран». Более того, необходимые выкройки публиковались во всех советских "женских" журналах - в "Работнице", "Крестьянке" и "Здоровье". Так откуда же появились эти странные идеи про отсутствие моды? Давайте разбираться!
В начале 1960-х годов, находясь в зените славы, считавшийся человеком левых взглядов и другом СССР Ив Монтан приезжал в Советский Союз с концертами. А между выступлениями ходил по советским магазинам. И покупал. Покупал наше отечественное женское нижнее белье — бюстгальтеры, панталоны… А когда вернулся в Париж, устроил выставку. Решил показать, какое белье носят советские женщины. Вышел международный конфуз! Насколько я понимаю, Монтан не стал мировой величиной, значимой вне его периода жизни, и был ли у него в этот период зенит или надир, не знаю, и утверждать не берусь, но Монтан примчался в Союз потому, что СССР начал триумфальное шествие в космосе, что, соответственно, вызывало ажиотажный интерес мировых СМИ. Это первая тонкость, которая обычно опускается в рассказах об этом казусе.
Но есть еще нюанс, о котором то же не любят упоминать. Дело в том, что «наш друг», выбрал самые большие размеры нижнего белья - панталонов и бюстгальтеров. Самых нелепых расцветок и фасонов. И это имело эффект, да ещё какой, тру-ля-ля! Страна, первая в космосе, делает такое нижнее бельё! Невероятных размеров!!! Каков пиар! Старик смог несколько продлить свою карьеру. Я, пожалуй, повторюсь. В СССР увы не доходили руки до всего ( как, собственно говоря, в любой стране), в особенности до ширпотреба. И очень вероятно, что если бы не было той военки ( на мой взгляд очень гипертрофированной), то, мы могли бы не только заполучить модниц в прекрасном женском белье. В нагрузку, или как сейчас говорят в качестве бонуса, очень вероятно у нас могли бы вырасти «ядерные грибы» . По всей стране.
Но это не всё. Вот интересное исследование, изданное на русском языке. Автором его является Ханс Риндисбахер. Это доктор наук (1989, Стэнфордский университет), профессор, с 1995 года преподает в гуманитарном колледже Помона. Его книга называется «Мода и идеология: от Ленина до Горбачева» А вот и следующий шедевр науки, посвященный моде СССР - Bartlett D. FashionEast. The Spectre that Haunted Socialism. Если по русски то это будет звучать как то вот так - Д. Барлетт « Призрак, повадившийся в Социализм». Объем сего труда составляет триста сорок четыре страницы. Что же удалось установить этим исследователям? Возьмем второй труд. Он рассказывает о том, что призрак коммунизма был повержен призраком моды. Женской. Которой в СССР не было, а производители одежды, не способные сдерживать этот призрак, проникающий с Запада, занимали оборонительные позиции «в непростой борьбе за эту важную гендерно дифференцированную область культурной семиотики» и эти рубежи слабели от правителя к правителю. Книга, ах, сделана в виде роскошного подарочного альбома, снабженного (О! Это немыслимо!) КАРТИНКАМИ. Вы представляете? Потрясающе!
И, что интересно, наш исследователь отмечает, что русские модели были более дородные, чем западные. Тут не стоит удивляться. Они (модели) не виноваты, это их от воды разнесло. Еды то в Советском Союзе не было. (Это если продолжать исследование в том же разрезе, как и Барнетт. Странно, что не было предложено такого варианта). В общем, труд надо доработать. Но авторы сопроводительного рекламного зазывания не могут удержаться от искушения предложить еще одно исследование, которое должно предшествовать «Призраку» Барнетт. Это, как они уверяют, великолепная книга Кристин Руан «Новое платье империи: история российской модной индустрии, 1700-1917» (Новое литературное обозрение, 2011). Они подчеркивают, что каждая из исследовательниц рассматривает широкий круг вопросов в рамках своего историко-политического периода. И, что очень важно, в обеих книгах поднимается тема подавления женщин и принуждения их к ведению домашнего хозяйства. Чем принуждалась женщина? Сексом? Но ведь его не было. Тогда чем?
Вообще, возникает вопрос: «А где же отечественные исследователи и исследования? Неужели же это настолько не интересно? Или, нет, правильнее задать вопрос следующим образом: «Русские не интересны сами себе в вопросах моды, не так ли?» Но вместе с этим я благодарен сим госпожам. Ознакомившись с их творчеством, я понял, что оказывается, все эти журналы -
Мода Ленинград
Мода Практичная для полных
Моды
Платья и костюмы
Рижские моды
Для вас, женщины. Платья для дома.
Модели для молодых с чертежами уменьшенного кроя
Я шью сама модели с чертежами кроя
Набор открыток Мода для всех с чертежами уменьшенного кроя
Для вас, женщины. Спортивные свитеры
-являются полнейшей фикцией. Они были нужны, что бы морочить голову всему миру. Этакие Потёмкинские деревни. А самым главным журналом, оказывается, было издание «Новые товары». Цель которого - показывать товары, которых не достать. Пре-лест- но!
Уважаемые исследователи! Обращаю ваше внимание, что ведь есть еще кинематограф, причём не только художественный, но и документальный. Есть фотодокументалистика. Пожалуйста, исследуйте. Вы даже можете попросить у наших граждан фото интересующего вас периода, и вам пришлют копии. С указанием местности, даты и даже мероприятия на котором оно было сделано. Обратите внимание на то, что в России есть сезоны.
Есть зима. Она очень холодная. Климат такой. Климат привел к тому, что население использовало верхнюю одежду из меха. Мода такая была. Женская. Женщинам нравилась одежда из меха. Так же обращаю ваше внимание, что практически в каждой союзной республике были дома мод. Можете проверить – до сих пор есть упоминания в Интернете о домах мод - Московском, Ленинградском и Львовском. При этом указ о создании первого дома моды был подписан еще до окончания войны, в 1944 году. И в 1949 году на знаменитой еще с ХVIII века "улице моды" Кузнецком мосту в доме № 14 произошло открытие Общесоюзного Дома моделей одежды - ОДМО. Здесь работал лучший творческий коллектив страны, который снабжал фабрики лекалами новых моделей. Выпускался "Журнал мод" и наборы выкроек, проводились сеансы показа мод для населения. Кроме Москвы, в 40е годы Дома моделей были открыты в Киеве, Ленинграде, Минске и Риге. Хотя западные исследователи могут не согласиться с моими доводами.
В общем, я смотрю на это всё и возникает вопрос: «Там- то понятно. А зачем эти исследования у нас издаются?» Я думаю, для демократии. Надо же обеспечивать наличие иной точки зрения, пусть даже такой феерически фантастической. Ничего другого в голову не приходит. Ведь ситуация с модой в СССР, на мой взгляд, выглядит следующим образом.
Да, безусловно, свободно пойти и купить готовую одежду хорошего качества удобную, красивую и модную было не так-то просто. Многие люди при покупке одежды руководствовались такими критериями, как «ноское», «немаркое», и, конечно же, «дешевое», недаром в обиходе укоренилось выражение «дешево и сердито». Не то, чтобы в магазинах крупных городов было совершенно пусто, нет, в 1950-е товар стал появляться, но его катастрофически не хватало, одежда была очень однообразной, часто устаревших фасонов, с погрешностями в крое, а порой и с откровенным браком. Послевоенное время, требования к товарам были минимальные. И, если говорить именно о моде, то это явление действительно присутствовало в жизни сравнительно небольшого круга людей, мода была доступна далеко не всем, да и проблема «модно или не модно» не очень-то волновала советских граждан. До определенного времени.
В шестидесятые годы мир гостеприимно распахнул нам двери, и советские мода стала откровением за рубежом. С большим успехом в Европе были показаны первые высокие русские сапожки модельера Веры Араловой в комплекте с беличьей шубкой. Модные вещи украшались с фантазией, иногда с элементами фольклорного стиля. Нет, нет, нет, этого не было, скажет наш западный исследователь. Этого тоже не было. Ну не носили же эти вещи в СССР? Массово, конечно, нет. Да, господа, и у вас далеко не всё носится, из того что показывается на подиумах. А с тем же нью луком поначалу вообще скандал вышел. Его довольно жестко порицали, и Диору потребовалось время, для того, что бы стиль был воспринят и стал модным.
Судя по всему, для исследователей этого не было, и основная задача – убедить и нас в том, что в нашем прошлом они разбираются лучше, чем мы. Но ведь эти западные исследования игнорируют ряд простых фактов. Начнем с самого примитивного. Для того что бы модно одеваться, необходимо не только иметь возможность приобрести модную одежду, но и выйти в ней куда- нибудь. Конец сороковых - пятидесятые – это восстановление страны после войны. Шестидесятые – это массовое строительство, расселение страны из «коммуналок». Итак, когда бы вы предпочли пощеголять в модных одеждах – разбирая завалы и возводя из руин заводы, театры и здания или в коммуналке, в ожидании переселения в новостройку? Да, кстати, и на Западе в модные одежды одевались далеко не все. А мне бы хотелось посмотреть на фермеров в костюмах от Диора, убирающих кукурузу. Почему такая дискриминация?
Это не справедливо - люди, обеспечивающие едой цивилизацию в Западном Мире, не могут ездить на комбайнах и тракторах в современных нарядах от того же, допустим, Чалояна. Ведь такое положение вызывает вопросы и мысли. Например, не является ли эта исследовательская литература аналогом творчества советских журналистов, которые в США всегда стремились показать исключительный негатив – безработных, наркоманов, грязь, бомжей на свалках. Или может быть здесь еще что- то?