Найти в Дзене
avto.pro News

Как выбрать датчик поворота руля

Оглавление

Среди массы комплектующих автомобиля можно выделить группу деталей с достаточно сложным функционалом, который не до конца понят многими автолюбителями. К этой группе часто относят датчик угла поворота, а также датчик положения руля. Такие датчики нашли широкое применения в автомобилях с электрическим усилителем руля. Хоть об их назначении несложно догадаться по одному лишь названию, в действительности они взаимодействуют с целым рядом автомобильных систем, отвечающих за безопасное и комфортное вождение. В данном материале Avto.pro разберется с устройством датчиков положения руля, их классификацией, неисправностями и методиками выбора. Материал будет особенно полезен владельцам новых иномарок с продвинутым оснащением.

Классификация датчиков поворота руля

Датчик поворота, иногда датчик рулевого колеса, SAS – это основные наименования устройств, ответственных за определение относительного и абсолютного угла поворотов руля, а также его направления и угловой скорости. Полное название на английском: Steering Angle Sensor (обычно сокращается до SAS). Устройство работает в тандеме с автомобильной электроникой и в случае его неисправности перестанут нормально работать такие системы: усилитель, адаптивное освещение, адаптивный круиз-контроль, активная подвеска (подруливание), активное рулевое управления, курсовая устойчивость, помощь движению по полосе. Сам датчик может быть:

  • Потенциометрическим;
  • Оптическим;
  • Магниторезистивным.

Устройства обычно делят на две большие группы: контактные и сенсорные (бесконтактные). Контактным является потенциометрический датчик, который, как можно понять из его названия, представляет собой потенциометр (по факту сразу пару потенциометров), учитывающих направление и угол поворота руля. Оптический датчик относят к разряду сенсорных, а вот магниторезистивный часто выделяют в особую категорию устройств. Давайте подробнее рассмотрит конструкцию этих датчиков.

Как устроены потенциометрический датчик

Контактный потенциометрический датчик состоит из пары потенциометров, смещенных друг относительно друга на 90°. Устройство фиксируется на рулевой колонке. Благодаря разнесению потенциометров датчик может определять не только относительный, но и абсолютный угол поворота. По мере вращения рулевого колесо изменяется сопротивление датчика, а вместе с ним и параметры сигнала. Блок управления принимает сигналы, расшифровывает их и «понимают», как было повернуто рулевое колесо. У потенциометрических датчиков есть несколько недостатков:

  • Они оснащены подвижными (скользящими) контактами, склонными к окислению и истиранию;
  • Подвижные контакты могут отсоединяться под действием вибраций или ускорения.

Такие устройство сложно назвать надежными и ведущие автоконцерны отказываются от их использования в системах, требующих оценки и направления поворота рулевого колеса. К слову, схожие по своему устройству датчики также используются для определения угла открытия дроссельной заслонки, а также уровня топлива в топливном баке. Кроме того, потенциометрические датчики используются в модулях педали газа. Недостатки данных устройств отчасти компенсируются тем, что во многих случаях их работоспособность удается восстановить при помощи чистки.

-2

Как устроены оптические датчики

В силу серьезных недостатков потенциометрических устройств автомобильные концерны начинают отказываться от их использования, а в качестве замены выбирают оптические датчики. Подобные устройства отлично показывают себя в тех случаях, когда необходимо оценить скорость вращения какого-либо объекта. Оптические датчики поворота руля состоят из:

  • Кодирующего диска;
  • Сегментных колес (внутреннего и внешнего);
  • Светодиодов;
  • Фоторезисторов.

Датчик закреплен на валу рулевой рейки. Суть его работы заключена в следующем: при проворачивании рулевого колеса свет от работающих светодиодов улавливается фоторезистором через сегмент диска с отверстием, а в самом датчике генерируется напряжение; получив импульсы определенной частоты и напряжения, электроника «понимает» на какой угол провернут руль и каково направления вращения. Благодаря особой конструкции внутреннего сегментного кольца датчик может определить угол поворота, а вот внешнее кольцо позволяет определять направления поворота. Светодиоды расположены прямо между кольцами, на наружной стороне которых расположены фоторезисторы.

-3

По мнению специалистов, оптические датчики демонстрируют более высокую точность измерений, чем большинство электрических измерителей. Кроме того, они весьма надежны. Однако у автоконцернов появился веский повод отказаться и от них. Дело в том, что оптические датчики восприимчивы к перегревам и загрязнению. Автотранспорт эксплуатируется именно в таких условиях, так что даже если устройство не перегревается, то со временем между кольцами и на фоторезисторах скапливается пыль.

Как устроены магниторезистивные датчики

Наиболее надежными и универсальными сегодня принято считать магниторезистивные датчики угла поворота. Они не только определяют относительный и абсолютный угол, но и вычисляют угловую скорость рулевого колеса, которую должны учитывать некоторые автомобильные системы. Устройства состоит из:

  • Пары измерительных шестерней (зубчатых колец) с неодинаковым числом зубцов;
  • Электронной платы с магниторезисторами;
  • Пары подвижных магнитов с постоянным магнитным полем.

Принцип работы датчика заключается в том, что в зависимости от изменения положения рулевой колонки меняется и положение магнитов. Это положение фиксируется магниторезисторами, которые генерируют сигналы, передающиеся электронному блоку управления. Блок расшифровывает сигналы и получают информацию как о величине угла поворота руля, так и о его скорости и направлении. Магниторезистивные датчики разделе на 2 подтипа: GMR и AMP. Первые работают на эффекте гигантского магнетосопротивления, а вторые используют анизотропный магниторезистивный элемент.

-4

Как отмечают инженеры, наиболее практичными являются GMR-датчики. Они могут работать с магнитами малой мощности, причем незначительное увеличение воздушного зазора не сказывается на их работоспособности. Как результат, такие датчики можно изготавливать по упрощенной схеме и с использованием меньшего объема материалов. Отличить AMP- и GMR-датчики можно даже по габаритам – вторые значительно меньше, так как используют зубчатые кольца небольшого диаметра. При этом в силу специфической ценовой политики большинства производителей и автоконцернов устройства обоих подтипов могут продаваться по примерно одинаковой цене.

Подробнее о неисправностях

Датчик поворота рулевого колеса является электромеханическим устройством, так что он страдает от тех же «болезней», что и большинство автомобильных датчиков. Среди них: нарушение работоспособности вследствие загрязнения, невысокая устойчивость к нагреву, склонность к коррозии при нарушении целостности пыльника или другого защитного элемента. В случае нарушения целостности контактов или обрыва проводки устройство полностью выходит из строя. Судить о наличии неисправностей можно по косвенным признакам:

  • Загоранию индикатора на панели приборов: если светит желтый, то датчик работает неправильно, а если красный – устройство неработоспособно;
  • Запоздалый отклик колес на манипуляции с рулевым колесом;
  • Тугое или слишком свободное вращения руля, провалы, рывки автомобиля из одной стороны в другую;
  • Наличие кодов ошибок датчика, как-то

Практика успела показать, что поломка датчик может произойти очень быстро и автолюбитель никак не сможет к ней подготовиться. Итогом этого станет снижение работоспособности целого ряда вспомогательных систем, как-то ассистента сохранения полосы. То же самое наблюдается при отключении аккумулятора, нарушении геометрии зубчатых колес (если датчик магниторезистивный) и во многих других случаях. Наиболее простые, но вместе с тем и не слишком распространенные в наше время потенциометрические устройство иногда удается восстановить. Обслуживание оптических датчиков также дает результат, но далеко не во всех случаях.

-5

Как выбрать новый датчик поворота и провести калибровку

Рекомендуем выбирать в качестве замены тот же датчик, что уже установлен в вашем автомобиле. Переход с устройств одного типа на другой возможен, но автолюбители нужно будет проконсультироваться со специалистом. В некоторых случаях датчики двух разных моделей одинакового типа оказываются взаимозаменяемыми. Например, существуют пары AMP и GMR-устройств, полностью совместимых друг с другом как механически, так и электрически. Такие датчики зачастую удается найти лишь благодаря продвинутым и регулярно обновляющимся кросс-базам электронных магазинов и маркетплейсов. Подбирать устройство можно по:

  • Основным параметрам автомобиля: марке, модели, году выпуска, комплектации, параметрам двигателя;
  • Каталожному номеру датчика.

Так как потенциальный покупатель обычно не знает каталожных номеров запчастей, ему стоит сразу начинать поиск по параметрам своего транспортного средства. Найдя совместимые с вашим автомобилем датчики, изучите их характеристики. Если характеристики не указаны, то попытайтесь найти их на сторонних сайтах. Отдавайте предпочтение устройствам с большим диапазоном масштабирования. Немаловажный момент: покупайте датчики от проверенных производителей. В идеале стоит брать оригинальную запчасть, однако продукция фирм, являющихся поставщиками на конвейеры автоконцернов, тоже подойдет. Хорошими примерами таких фирм являются немецкие Bosch и TRW. Более доступные по цене аналоги предлагают:

Оригинал может обойтись дороже аналога в несколько раз, однако если вы хотите избавиться от проблем с датчиком на долгое время, то стоит потратиться. Чем новее автомобиль, тем дороже будет покупка. Не рекомендуем брать б.у. устройства, так как их остаточный эксплуатационный ресурс может оказаться малым и в перспективе ближайшего года вам придется повторно менять датчик и проводить адаптацию (калибровку). Процедура калибровки зависит от типа устройства и модели автомобиля. В отдельных случаях водителю может потребоваться помощь специалиста. Есть несколько основных вариантов:

  • Калибровка по ходу езды. Производится главным образом на автомобилях с современными магниторезистивными устройствами. Достаточно проехать на крейсерской скорости от нескольких секунд до минуты;
  • Самокалибровка. Может быть произведена на некоторых моделях авто при помощи проворачивания руля до крайних положений с дальнейшим поворотом ключа;
  • Калибровка при помощи диагностического сканера. Производители рекомендуют осуществлять калибровку на ровной поверхности, т.е. не поднимая автомобиль.

Как уже было указано выше, методики адаптации (калибровки) будут зависеть от модели автомобиля и установленного на нем датчика поворота. В случае необходимости применения специального диагностического оборудования автолюбители стоит обратить к официальному дилеру. Учитывайте, что новый датчик строго необходимо откалибровать, иначе ESP, поворачиваемые фары, активное управление и многие другие системы не будут нормально работать. Повторная калибровка также требуется в тех случаях, когда на автомобиле был заменен ЭБУ или блок ABS.

Вывод

Датчик угла поворота рулевого колеса – приятная опция многих современных автомобилях. Без этого устройства работоспособность множества полезных систем автомобиля окажется под вопросом. Современные оптические и магниторезистивные датчики имеют большой эксплуатационный ресурс, однако действие вибрации, высоких температур и, разумеется, времени не щадит и их. В отдельных случаях новый датчик может стоить до 1000$. В отключении устройства нет особого смысла, так что автолюбителям с ограниченным бюджетом стоит присмотреться к аналогам от азиатских производителей.

Если Вам понравилась публикация, поделитесь новостью в социальных сетях и подписывайтесь на канал.

#Avtopro #автопро #автозапчасти