В самом общем смысле ювенальная юстиция – детская специализация правосудия по делам о преступлениях и правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также система государственных и негосударственных структур, проводящих контроль за исправлением и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав ребенка.
Иными словами, ювенальная юстиция адресована детям, прежде всего тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Дети в силу своего возраста имеют, в отличие от взрослых, другой правовой и социальный статус, который обусловлен их биологическими и психологическими особенностями. Ребенок не может иметь те же права и ту же ответственность (а это неизбежно сопряженные вещи), что и взрослый совершеннолетний человек. Любое цивилизованное общество на современном этапе так или иначе учитывает это, по аналогии с педиатрией – детской специализацией медицины.
Задача ювенальной юстиции по отношению к детям, совершившим правонарушение, в том, чтобы как можно меньше из них попали в тюрьму. Но это не предполагает безнаказанности и анархии. Наказание должно быть не столько карательным, сколько реабилитационным. Для этого необходимо попытаться понять ребенка, попытаться что-то изменить в нем и вокруг него, необходимо работать с ним, чтобы он исправился и больше не возвращался к правонарушениям. В итоге малолетний правонарушитель должен, с одной стороны, постараться восполнить тот ущерб, который он кому-то нанес, и, с другой стороны, сделать нравственный вывод для себя – что можно изменить.
Ювенальная юстиция предполагает специальные суды, вернее, специализированные процедуры в отношении ребенка в суде, что подразумевает наличие соответствующих специалистов: детских судей, психологов, педагогов, социальных работников. Понятно, что сегодня обычный судья не понимает природу поведения детей, он не понимает, что чаще всего преступление ребенка – это результат преступления по отношению к ребенку, это протестное поведение по отношению к тому, что его не замечают, не уважают, не хотят понимать или даже насилуют. Слишком часто судья не хочет и не может этого понять, потому что у него нет на это ни времени, ни информации, ни профессиональных навыков.
Принципиальным для возникновения ювенальной юстиции стало соединение двух разнородных социокультурных образований – формально-юридически организованной системы государственных судов и личностно определяемого попечения о детях. Именно соединение таких, казалось бы, взаимоисключающих образований привело к возникновению уникального способа работы с детьми-правонарушителями, в результате чего была фактически перестроена система уголовного правосудия для несовершеннолетних.
США – историческая родина ювенальных судов, где в июле 1899 г. в штате Иллинойс (Чикаго) были созданы первые специализированные судебные органы по делам несовершеннолетних. Их деятельность основывалась на «Законе о детях покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними». Неформальный контакт судьи с несовершеннолетним стал важнейшей частью процедуры, поскольку необходимо было добиться осознанного включения ребенка в реабилитационные программы. Кроме того, сами воспитательные учреждения в период действия первых ювенальных судов находились под патронажем благотворительных организаций. И успехи первых судов обусловлены именно этими факторами: личностным характером работы судьи и участием в работе по реабилитации многочисленных общественных (благотворительных) организаций. Реабилитационная работа строилась как определенный способ личностного участия представителей различных организаций и граждан в поиске выхода из трудной жизненной ситуации ребенка. Такая деятельность включала задержание, неформальный контакт судьи и несовершеннолетнего, попечительский надзор, работу с родственниками. При этом поле ювенальной юстиции охватывало целый спектр значимых подростковых ситуаций: прогулы и нарушение школьного режима, конфликты в семье, бездомность, правонарушения и преступления. Таким образом, в первый период деятельности ювенальных судов в США стали возникать ростки общественно-государственной системы деятельности по работе с детьми, «выпадающими» из позитивной социализации.
Современная ситуация в США в сфере ювенальной юстиции свидетельствует о многообразии подходов в разных штатах. В некоторых из них ювенальная юстиция работает самостоятельно, управляется социальной службой (Агентством социальной службы, службой по работе с семьей и детьми), действуют службы пробации. В случае совершения правонарушения подростки попадают в сферу ювенального суда или к ним применяют неформальное рассмотрение обстоятельств, связанных с конкретным правонарушением, используются реабилитационные программы, предусматривающие работу с подростками по месту жительства с целью привить им интерес к какому-либо занятию или хобби. Кроме того, в нескольких штатах встречаются специальные суды с участием присяжных для несовершеннолетних, в которых также предусматривается разработка службой пробации и утверждение судьей индивидуального плана работы с подростком-правонарушителем.
Но есть штаты, в которых законодательно закреплены положения о передаче дел несовершеннолетних в определенных случаях в обычный уголовный суд. Но и в такой ситуации, когда дело может быть передано в уголовный суд для взрослых, вначале, как правило, предусматривается неформальное рассмотрение обстоятельств дела, попытки примирения с жертвой, возмещение ущерба (в соответствии с концепцией восстановительного правосудия), а также и коррекционная работа, по результатам которых и принимается решение о возможной передаче такого дела в суд для взрослых. Практически все исследователи отмечают, что в США особый упор в работе с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, делается на специальные программы психосоциальной помощи для подростков.
Начиная с 1960-х годов, наблюдается тенденция к сближению ювенальной юстиции с общим уголовным правосудием. Есть точка зрения о полной включенности ювенальной юстиции США в общее уголовное правосудие. Встраивание ювенальной юстиции в общее уголовное правосудие, происходившее под давлением общественности во второй половине XX века, шло двумя путями. В первом случае решили передавать дела, связанные с серьезными преступлениями, в суд для взрослых; этим путем в 1992-1997 годах пошли 44 штата. В другом случае – ряд штатов пошел на снижение возраста, с которого наступает полная уголовная ответственность лиц; к примеру, в штате Индиана с 1997 года некоторые дела подростов с 10-летнего возраста могут рассматриваться уже в обычном суде штата. Указанная выше оценка соотношения ювенальной юстиции и общего уголовного правосудия во многом справедлива и отражает общую направленность в современном развитии ювенальной юстиции в США.
В США примерно с конца 1980-х годов действует правило, в соответствии с которым значительная доля дел подростков могла быть передана под юрисдикцию обычных уголовных судов: решение этого вопроса принимается полицией и/или представителем офиса прокурора, минуя предварительное изучение специального жюри. Однако против такого изменения политики отправления правосудия в отношении несовершеннолетних выступил целый ряд специалистов (юристы, психологи, социологи, социальные работники).
Некоторые исследователи отмечают три основные тенденции, которые определят будущее ювенальной юстиции в США:
1) отмена ювенальной юстиции;
2) развитие служб микросообществ как альтернативы институтам уголовного правосудия;
3) применение в отношении несовершеннолетних приговоров смешанного типа (одновременное использование норм ювенальной юстиции и «взрослого» правосудия). При чем данные тенденции проявляются не только в дискуссиях специалистов и общественности, но и в разнообразных проектах. Существует движение за отмену ювенальной юстиции – аболиционизм, представители которого утверждают, что под термином «коррекционное учреждение» скрывается обычное учреждение исполнения наказания, имеющее все ту же карательную суть, что ювенальная юстиция мало чем отличается от общего правосудия с точки зрения учета обстоятельств преступления, что индивидуализация процесса правосудия должна основываться на совокупности учета разных факторов, в том числе и возраста.
Кроме того, в ряде штатов все большее распространение получают программы правосудия, основанные на идее служб микросообщества. В рамках этого подхода преступление, совершенное подростком, рассматривается как реакция на недовольство средой, поэтому и работа должна вестись с учетом влияния такой среды. Сторонники данной позиции предлагают организовать работу микросообщества по аналогии с интенсивной пробацией (консультирование семей, самих подростков; создание центров досуга; активизация школьных сообществ). При этом необходимо учитывать, что ювенальная юстиция не может быть только реабилитацией и должна сохранять функцию наказания.
Еще одной тенденцией становится введение практики вынесения смешанного приговора, которая действовала в конце 1990-х годов уже в 18 штатах и означает применение санкций, действующих и в рамках ювенальной юстиции, и в общей системе правосудия. Причем исследователи различают три типа смешанного приговора:
- ювенальный суд, исключающий смешение (осуждение в соответствии только с одной из регуляций – либо взрослый, либо несовершеннолетний), например, в Нью-Мексико;
- ювенальный суд, включающий смешение (возможность применения санкций обоих типов в рамках одного дела), действует в пяти штатах;
- ювенальный суд, применяющий последовательное смешение (вначале применение санкций как для подростка, а в случае рецидива – «взрослых» санкций), действует в четырех штатах.
Многие специалисты полагают, что наиболее вероятным сценарием развития ювенальной юстиции станет сочетание практики смешанных приговоров и передачи дел во взрослый суд. Именно такая схема действия ювенальной юстиции представлена в Штате Массачусетс и рассматривается как адекватная модель реформирования ювенальной юстиции.
Американский уголовный процесс по делам несовершеннолетних прост и оперативен. Главное в нем – обсуждение правонарушения и назначение наказания за него. Конечно, такой процесс достигает своей цели – воздействия на правонарушителя. Известно, что всякое промедление реакции суда на правонарушение опасно именно в делах несовершеннолетних и почти неизбежно ведет к рецидиву правонарушения, причем более серьезного. Но быстрота судебного процесса имеет и свою негативную сторону: реальную возможность нарушения прав человека, неполноты расследования, пробелов в доказательствах, сомнений относительно источников их получения. Позже Верховный Суд США пошел дальше и предписал ряд стандартов, касающихся соблюдения законности в судопроизводстве. Он сформулировал четыре правила для случаев, когда суд по делам несовершеннолетних решает, является ли несовершеннолетний делинквентом (правонарушителем):
- все уведомления должны быть сделаны до начала процесса против несовершеннолетнего, с тем, чтобы он (она) имел разумное время для подготовки к защите;
- если процесс может дать результат в виде институционализации (т.е. помещения в закрытое исправительное или воспитательное учреждение), тогда несовершеннолетний и его родители должны быть информированы об их праве иметь адвоката и быть обеспеченными им, если они сами не могут его получить;
- несовершеннолетний имеет право на защиту против самообвинения;
- несовершеннолетний имеет право слушать свидетельские показания, даваемые под присягой, и возражать свидетелям, требуя очной ставки путем перекрестного допроса.
Судебная процедура в суде для несовершеннолетних включает следующие три стадии:
- вызов к судье, его беседа с несовершеннолетним, принятие судьей решения относительно дальнейшего движения дела или его прекращения и освобождения подростка от судебной или несудебной процедуры;
- собственно судебное разбирательство (ведется единоличным судьей или коллегией судей);
- вынесение приговора;
- исполнение приговора, где роль суда заключается в осуществлении судебного надзора (в этой стадии также сохраняется руководящая роль суда, его активность).
Наряду с перечисленными общими стадиями уголовного процесса он имеет немало вариантов, если речь идет о суде американском, английском или французском. Так, в американском суде для несовершеннолетних упомянутые стадии имеют следующее содержание:
- начальные действия суда, которые выражаются в проверке материалов, отборе (отсеве) или отнесении их к компетенции суда, в решении вопроса о задержании или предварительном заключении (аресте), в изучении «случая» до распорядительного заседания;
- заявление о слушании дела, регистрация соответствующих документов;
- слушание по поводу вынесения решения по делу;
- слушание по поводу распоряжений суда.
Каждая стадия процесса в американском суде для несовершеннолетних решает вопрос: вести ли подростка к формальному процессу или вывести его из судебных и даже несудебных процедур. Нельзя забывать, что при всех изменениях судебного процесса по делам несовершеннолетних в США, эта страна остается верной философии ювенальной юстиции, предписывающей суду делать все, чтобы избежать стигматизации («клеймения») несовершеннолетнего как преступника в глазах общества, чтобы и судебное решение щадило его личность и его будущее и не помогало выбросить из рядов добропорядочных членов американского общества.
Следовательно, перечисленные стадии судебного процесса в «детском» суде ориентированы социально. В них всегда активно действуют работники службы пробации, широко используются различные методы изучения личности несовершеннолетнего.
Однако решение о судебном или несудебном рассмотрении дела, об аресте несовершеннолетнего или его освобождении от ареста принимает только судья (суд). Именно судья по делам несовершеннолетних и его «команда» (социальные работники) осуществляют указанные первоначальные действия, а также контроль за теми подростками, которых суд же и направляет в распоряжение различных социальных служб, где они могут быть включены в программы обращения с ними.
Характерной для американского (и английского) суда для несовершеннолетних является процедура передачи дела несовершеннолетнего в общий суд или на дальнейшее рассмотрение в суде для несовершеннолетних. В настоящее время стало правилом, что, если несовершеннолетний совершил деяние, которое может быть подсудно общему уголовному суду, суд для несовершеннолетних может осуществить эту передачу путем специальной процедуры слушания вопроса об отказе в юрисдикции суда по делам несовершеннолетних и о передаче подростка юрисдикции общего суда. По свидетельству Бюро судебной статистики США, уже в 1983 г. 47 штатов и округ Колумбия приняли правила «об отказе в юрисдикции», при котором несовершеннолетний может быть судим общим, а не «детским» судом.
Упомянутая выше стадия слушания относительно распоряжений суда обычно касается случаев, когда устанавливается, что несовершеннолетний является делинквентом или лицом, нуждающимся в надзоре. Эта стадия процесса похожа на вынесение приговора в общеуголовном суде. Но в суде для несовершеннолетних выносится решение об институциализации, помещении на режим воспитательного попечения, распоряжение о возмещении ущерба, нанесенного правонарушением, помещении несовершеннолетнего на режим пробации в какое–либо общественное или частное учреждение.
В заключении можно отметить, что институты ювенальной юстиции как альтернатива уголовному карательному подходу, как способ реагирования на массовые социальные проблемы молодых людей стали сенсацией начала XX века и очень быстро завоевали себе сторонников во всем мире.