Рассуждаем на эту тему после прочтения фантастического романа-антиутопии с элементами сатиры от Евгения Замятина.
Вы ещё не читали произведение "Мы"? Тогда я вам сейчас расскажу:
В романе описан тотальный контроль общества со стороны государства.
Все люди имеют "нумерные" имена, как, например, Д-503, а первая буква "имени" указывает на пол гражданина. Персонажи книги носят одинаковую форму — юнифу, а также бреют налысо голову.
Понятие расы стирается, лишь отдельные черты, такие как "оволосение тела" или "крупные губы" выдают существование ранее на земле различной крови.
Беременеть в государстве можно лишь подходящим под определённые правила, а за нарушения закона у граждан отбирают их нумерные имена, что есть самое ужасное наказание, и пытают.
Окна в городке, конечно, всегда просматриваются, а шторы не задёрнуты, это подчёркивает прозрачность государственного режима, отсутствие секретов от Хранителей — правителей города.
И любви там нет, ведь она порождает ревность, зависть и привязанность. Но физические потребности контролирует расписание, определяемое Часовой Скрижалью.
Особо примечательными являются в романе розовые талончики, по которым нумер женского пола имеет право посетить нумер мужского пола. Гражданки в указанный день могут посетить гражданина и задвинуть шторы.
Действия, описанные в романе, происходят в далёком будущем — в 32 веке, через тысячу лет. Наверное, писатель именно так видел дальнейшее развитие Союза, поэтому собрал возможные последствия подобного строя и замаскировал их под счастливую жизнь, не обойдясь без преувеличений.
Евгений Замятин догадывался, что публиковать книгу на родине нельзя, поэтому решил отдать роман на публикацию в Нью-Йорк, где книга вышла в печати на английском языке в 1923, а на русском — в 1952 году.
И не напрасно он боялся — в СССР запретили публикацию романа, посчитав его насмешкой над развитием социалистического и коммунистического государства.
Евгений Замятин в своём произведении затронул темы счастья, творчества и свободы.
Счастье — это эмоция, счастье — это чувство. В городке персонажи были лишены возможности чувствовать что-либо. У них не было возможности любить, они не восполняли духовные потребности, не владели свободой выбора — всё за них контролировало государство.
Писатель показал, как тоталитаризм убивает в людях человечность и чувства, лишает их свободы. А человек, лишённый свободы не может быть счастлив.