Благодаря чему Tesla имеет столь взрывной успех? И какие уроки мы можем извлечь из стратегии знаменитой компании Илона Маска?
Мало у каких компаний есть столько же фанатов и ненавистников, как у Tesla. Когда Tesla выпускает что-нибудь новое, мир разделяется надвое. Например, одни видят в новом пикапе Cybertruck очередное доказательство, что основатель Tesla Илон Маск оторван от реальности и обречен на провал, а другие его покупают: за месяц компания получила 200 тысяч предзаказов на новую модель.
Но ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что Tesla развернула вектор развития автомобильной отрасли в направлении электромобилей.
Два вектора стратегии
Чтобы понять стратегию Tesla, нужно разделить ее на два ключевых направления: громкие проекты, например, Cybertruck и Roadster 2.0 (который, по заявлениям компании, будет разгоняться быстрее любой другой массово произведенной машины в истории), и автомобили, на которые компания делает основную ставку: модели S, X, 3 и Y. У этих двух направлений разные задачи — получение ресурсов для коммерциализации и собственно коммерциализация. Но оба направления работают на единую цель — вывод инноваций на рынок.
Громкие проекты
Такие проекты, как Cybertruck, не призваны зарабатывать деньги. Их задача — привлекать внимание, подтверждать имидж Tesla как одной из самых инновационных компаний мира. Это называется инновационным капиталом.
Проанализировав опыт Tesla, можно заметить, что Илон Маск прекрасно умеет зарабатывать инновационный капитал и использовать его для поддержки своих идей. Чтобы привлечь инвесторов для новых проектов, Маск не только напоминает о своих прошлых успехах в Paypal и Space X, но и применяет так называемые «усилители впечатлений».
Например, на презентации Cybertruck Маск не просто вышел на сцену и рассказал о концепции, но и сразу представил машину в физическом виде, чтобы убедить скептиков. Кроме того, он распространяет идеи, проводя масштабные презентации для СМИ.
Так Маск и Tesla зарабатывают инновационный капитал, что позволяет им привлекать инвесторов, клиентов и сотрудников и продолжать работу.
Основная ставка
Ну, а теперь по поводу стратегии Tesla, касающейся моделей S, 3, X и Y, которые представляют собой основной продукт компании и требуют главных инвестиций. Это крупные проекты, цель которых — трансформировать отрасль. Для этого нужно работать не только над автомобилями, но и над всей экосистемой.
Это направление стратегии действительно уникально, ведь Tesla не просто выпускает электромобили, а разработала новую программно-аппаратную архитектуру. Иными словами, машины Tesla устроены совсем не так, как большинство автомобилей. В Tesla больше программ, чем в обычной машине, и все они выстроены вокруг единого центрального ядра. В большинстве бензиновых машин тоже есть компьютеры, но программ в них обычно меньше, и они работают на другой архитектуре. Поэтому Tesla может обновлять свой софт, оптимизируя работу автомобилей, а другим компаниям сложно это повторить.
Инженерные решения
Конфигурация оборудования — плоские аккумуляторы на дне машины, два электродвигателя (спереди и сзади) и отсутствие коробки передач — тоже дает машинам Tesla преимущество над электромобилями с более стандартной конфигурацией. Например, у Tesla ниже центр тяжести, выше удельная энергоемкость и более эффективное управление аккумулятором. Таким образом, Tesla опережает конкурентов, которые делают электрокары по образцу бензиновых автомобилей — например, устанавливают аккумуляторы не на дно, а в багажник.
На первый взгляд может показаться, что любая компания в силах изменить архитектуру своих машин, но исследования показывают, что на самом деле это непросто. У старожилов рынка может уйти на такие изменения много времени и сил, ведь им придется отказаться от старых привычек и развить новые навыки.
Учитываем детали
Стратегия развития экосистемы Tesla учитывает даже отдельные детали машин. Почему? Известно, что самые прибыльные направления во многих отраслях связаны с преодолением «узких мест», которые ограничивают возможности работы системы. В случае электромобилей такое «узкое место» — это аккумуляторы. Хотя их и делают из распространенного сырья, их емкость ограничивает работу любых устройств, особенно автомобилей. Tesla вкладывается как в разработку более совершенных аккумуляторов, так и в их массовое производство, рассчитывая получить контроль над «узким местом» ради будущего всей отрасли.
Системность
Стратегия Tesla включает и системный уровень — все необходимые дополнительные товары и услуги. Например, Tesla строит для своих автомобилей сеть зарядных станций, охватывающую всю территорию США. Компания начала действовать рано, поэтому сегодня Tesla — это единственный электромобиль, на котором можно ездить на большие расстояния, ведь у других брендов нет инфраструктуры для зарядки.
Кто бы что ни говорил о будущем Tesla, компания разработала прекрасную комплексную стратегию фундаментальной трансформации автомобильной отрасли. В эту стратегию входят уникальные решения на всех уровнях. В то же время компания умеет зарабатывать инновационный капитал, поэтому у нее достаточно ресурсов и поддержки, чтобы воплотить эту стратегию в жизнь. Инноваторам есть чему поучиться у Tesla.