По всей видимости, руки действительно были.
Немного истории
Едва ли можно найти человека, который никогда не видел скульптуру Венеры Милосской - эталон женской красоты и один из символов античного искусства. Ученые относят её к пергамской школе эпохи эллинизма. ~ 120 год до нашей эры. Предположительно, её автором является Агесандр Антиохийский.
Удивительно, но факт, что до 1820 года никто даже не подозревал о существовании этого творения. И только спустя год после того, как её нашли на острове Милос, она получила известность. Это довольно странно, потому что все самые совершенные образцы античного искусства никогда не терялись, напротив, человечество бережно собирало их. Например, в эпоху Ренессанса многие короли, аристократы и римские папы коллекционировали и изучали античные памятники.
История находки и обстоятельства пропажи рук
Венера Милосская была найдена французским моряком Оливье Вутье, который высадился на острове в поисках древностей для продажи (тогда на всё древнее был прямо-таки ажиотаж). Помог ему в этом местный крестьянин Йоргос Кентротас. Статую откопали на развалинах амфитеатра.
Что же было дальше? Есть две версии. Согласно первой, Оливье Вутье не удалось получить разрешения на вывоз скульптуры, и он оставил её на Милосе. О скульптуре узнал другой моряк – Жюль Дюмон-Дюрвиль. Он прибыл на остров и обнаружил, что Венеру Милосскую уже грузили на русское судно с тем, чтобы переправить её в Стамбул. После жёсткого торга Дюмон-Дюрвиль добился передачи памятника античности французам. Руки же, которые изначально были, оказались утраченными во время разборок между французскими моряками и турецкими властями. Скульптуру благополучно, хотя и без рук, доставили во Францию, и её приобрёл Людовик XVIII.
Вторая версия сообщает нам о том, что верхнюю часть статуи крестьянин продал маркизу де Ривьеру – французскому посланнику. А нижняя часть осталась у турецкого султана. Но через какое-то время маркизу удалось выкупить и нижнюю часть тоже. Он собрал скульптуру и подарил Людовику XVIII, который затем передал памятник Лувру.
На тот момент руки так и не были найдены, и предполагалось, что они могли остаться на месте раскопок или остаться в коллекции турецкого султана. Но ни один из вариантов подтвердить не удалось.
Попытки найти руки
В 1872 году Жюль Ферри, французский посланник, высадился на острове Милос и разыскал семейство Кентротас. Самого Йоргоса уже не было в живых. Однако сын и племянник крестьянина видели Венеру Милосскую, когда она была только найдена. Они подтвердили, что руки действительно были: Венера держала яблоко. Это напоминает суд Париса, на котором богиню признали прекраснейшей. Но куда пропали руки, ни сын, ни племянник не знали.
В 1964 году объявился турецкий профессор Ахмед Ресим, который заявил, что руки Венеры находятся в частной коллекции в Турции и что владельцы готовы их предоставить, если скульптуру перевезут в Стамбул. Но Лувр не пошёл на это соглашение, посчитав это вымогательством. Затем еще несколько раз в разных уголках планеты «всплывали» руки, но ни одна из копий не подходила к Венере Милосской: они делали её уродливой.
Новая версия о положении рук Венеры
В 2016 году появилась ещё одна версия. Элизабет Вайланд Барбер, специалист по истории текстиля, выдвинула предположение, что на самом деле Венера сучила пряжу. Барбер подбирала иллюстрации для своей книги «Женское рукоделие: первые 20 000 лет» и обнаружила, что поза богини любви похожа на позы женщин, занятых пряжей. Опираясь на это мнение, другая исследовательница - Рэйчел Розенцвейг - предположила, что профессия женщины, чье тело скульптор использовал в качестве натуры для Венеры, - гетера. Второй работой древнегреческих жриц любви было как раз ткацкое ремесло. Отталкиваясь от этой версии, Космос Венмен, американский дизайнер и художник, создал цифровую модель Венеры Милосской с руками, занятыми пряжей.
Буду рада вашему пальцу вверх и подписке на канал!
Знали эту историю про руки Венеры?
Следующая статья про Ван Гога и и Гогена! Кто кому отрезал ухо?