Найти в Дзене
Дианойя

Бывает ли осознанная вера в Бога у ребенка?

У каждого верующего человека имеется свой религиозный опыт. Раньше я не очень любила слово «религиозный», а теперь отношусь к нему нормально. А как сказать иначе – «воцерковленный»? Нет, термин религиозность шире, а я хочу написать о своем опыте встречи с Богом, который, как и у многих, начался еще до прихода в Церковь. Интересно, если в разговоре скажешь о том, что верующий с детства, сталкиваешься с реакцией, когда у собеседника рисуется клише праведных церковных родителей, которые с младенчества воспитали свое чадо в вере, благочестии и чистоте. И далее за этим может следовать мнение о том, что моя вера может быть неосознанной, поскольку важно пережить личный религиозный опыт, а то, что привили родители – это хорошо, но непрочно. Но у меня совсем другая история, хотя и религиозной я считаю себя с раннего детства. Нет, родители у меня достаточно благочестивы, речь не об этом. Все началось довольно забавно. Мой дедушка (не считающий себя верующим), рассказал мне о том, что пло

Фото из личного архива
Фото из личного архива

У каждого верующего человека имеется свой религиозный опыт. Раньше я не очень любила слово «религиозный», а теперь отношусь к нему нормально. А как сказать иначе – «воцерковленный»? Нет, термин религиозность шире, а я хочу написать о своем опыте встречи с Богом, который, как и у многих, начался еще до прихода в Церковь.

Интересно, если в разговоре скажешь о том, что верующий с детства, сталкиваешься с реакцией, когда у собеседника рисуется клише праведных церковных родителей, которые с младенчества воспитали свое чадо в вере, благочестии и чистоте. И далее за этим может следовать мнение о том, что моя вера может быть неосознанной, поскольку важно пережить личный религиозный опыт, а то, что привили родители – это хорошо, но непрочно.

Но у меня совсем другая история, хотя и религиозной я считаю себя с раннего детства. Нет, родители у меня достаточно благочестивы, речь не об этом.

Все началось довольно забавно. Мой дедушка (не считающий себя верующим), рассказал мне о том, что плохих людей будут жарить черти в аду на сковородке. Мне тогда было года четыре, и этот образ меня очень впечатлил.

Потом я получала от родных какие-то отрывочные знания о Боге, сотворении мира, Распятии Христа... Когда узнала о том, что все крещенные и верующие люди носят нательный Крест, я попросила надеть мне его. Мне было тогда шесть лет.

Не помню откуда это пошло, но с детства я регулярно молилась и перед сном говорила Богу: «Спокойной ночи». Уже к годам восьми я испытывала настоящие терзания совести от грехов: каялась, вставая коленями на горох.

Когда мне исполнилось девять, наша семья готовилась к переезду в Россию из Казахстана. Я очень ждала этого события и горячо молилась, чтобы все получилось. Но потом, планы начали меняться и родители говорили мне о том, что наш переезд не состоится. На что я удивленно возражала: все равно мы переедем, я ведь молюсь об этом. И да, все-таки мы переехали.

И только в одиннадцать лет началось мое воцерковление, но это уже другая история, о чем напишу в другой заметке. А опыт встречи с Богом и понимания Его присутствия в моей жизни – появился гораздо раньше и никто мне этого не навязывал.