3 января 1962 года киностудия «Ленфильм» выпустила на экраны фильм «Человек-амфибия», который мгновенно стал абсолютным лидером проката. Фантастическую ленту о любви красавицы Гуттиэре и «морского дьявола» Ихтиандра посмотрели более 65 млн зрителей в СССР.
Абсолютный успех
Успех картины шагнул далеко за пределы страны. В том же 1962 году в итальянском Триесте на фестивале фантастических фильмов «Человек-амфибия» удостоится приза «Серебряный парус», а через год на I Международном кинофестивале научно-фантастических фильмов — приза «Серебряный космический корабль».
Но как ни странно, критики с самого начала пророчили картине провал. Сохранился вердикт редколлегии «Ленфильма», в которой эксперты предрекали ленте постепенное забвение. По их оценкам, уже к концу 90-х картина должна была отправиться на хранение "в нафталин". «Если в течение ближайших лет наши кинематографисты сделают несколько увлекательных, красивых, благородных фантастических фильмов, «Человек-амфибия» спокойно, без споров и волнений, уйдет из зрительской памяти», — говорилось в их заключении.
Но прошло более полувека, а фильм, созданный режиссёрами Владимиром Чеботарёвым и Геннадием Казанским, до сих смотрят с таким же волнением, что и зрители 60-х.
Вместо Ихтиандра — Гиктанер
Картину сняли по мотивам одноимённого романа «советского Жюль Верна» — писателя-фантаста Александра Беляева, написанного в 1927 году. Многие литературоведы полагали, что автор, создавший около 70 научно-фантастических произведений, частично заимствовал сюжеты двух романов — французского романа-фельетона «Человек, который может жить в воде» Жана де Ла Ира и анонимно напечатанного в петербургской газете «Земщина» осенью 1909 года романа «Человек-рыба».
В произведении Жана де Ла Ира главному герою пересаживают жабры молодой акулы и внушают ненависть ко всему человечеству. Юноша по имени Гиктанер становится грозным оружием в руках своего создателя Фульбера, который мечтает властвовать над всем миром. Но всё изменилось после встречи молодого человека с прекрасной религиозной девушкой. Гиктанер удалил себе жабры и со своей возлюбленной зажил на Таити долго и счастливо.
И не подозревал, что станет Ихтиандром
В одном из интервью Владимир Коренев, сыгравший в картине Ихтиандра, признался, что любил роман Александра Беляева с детства. Будущая звезда картины и не мечтал, что когда-то сам сыграет в кино героя любимого романа. Первый раз историю «морского дьявола» он услышал из уст незрячего дяди, который однажды приехал из Читы погостить к родителям будущего актёра. Книгу, написанную шрифтом Брайля, он читал племяннику перед сном вместо волшебной сказки.
Голливуд не рискнул
Пройти мимо такого фантастического сюжета в Голливуде, конечно, не могли. В конце 40-х годов на одной из известных киностудий вынашивали планы экранизации романа о человеке-рыбе, но в связи с техническими сложностями никто из режиссёров так и не смог взяться за дорогостоящий и трудоёмкий проект.
На «Ленфильме» сценарий картины также долго пылился без дела. Около 10 лет режиссёры не могли представить, как воплотить в жизнь замысел фантаста. Решиться на съёмки рискнул лишь начинающий тогда режиссёр Владимир Чеботарёв, мечтавший о создании красивого и необычного фильма.
В одном из интервью Чеботарёв описал судьбоносный для всей последующей карьеры момент: «Я просматривал сценарный портфель киностудии «Ленфильм», где работал в то время. Увидел сценарий «Человек-амфибия». А этот роман Беляева я полюбил с детства. Мне нравится фантастика, которая ходит хотя бы одной ногой по земле. Истории, пусть нереальные, но которые происходят на нашей планете. Хотя читали сценарий многие, он не заинтересовал никого из режиссёров. Наверное, они не представляли, как его снять технологически».
Известно, что когда в Голливуде узнали, что в СССР всё-таки нашлась команда смельчаков, решившаяся на экранизацию, то не поверили в удачный финал дела. В статье, опубликованной в "Нью-Йорк Таймс", говорилось, что «сам Уолт Дисней отказался от экранизации беляевского романа из-за сложности подводных съёмок, а русские, которые работают на допотопной технике, решили бросить вызов судьбе».
Триумф новичков
В создании фантастического фильма, совершившего революцию в кинематографе, принимали участие «новички» киноиндустрии тех лет.
Для Владимира Чеботарёва это был всего лишь второй фильм, в котором он выступил в качестве режиссёра. До этого в 1959 году вышла в свет его военная лента «Сын Иристона». Это потом будут известные картины: военная драма «Дикий мёд» (1966), детективы «Выстрел в спину» (1979) и «Кольцо из Амстердама» (1981) и большая сложная телевизионная эпопея к 40-летию Победы «Батальоны просят огня» (1985).
Статья по теме: Батальоны по-прежнему просят огня... За кадром любимого фильма 80-х
На пробах Чеботарёв поставил задачу — найти молодых актёров «с морем и небом в глазах».
Исполнитель роли Ихтиандра Владимир Коренев уже дебютировал в кино. Юноша с прекрасной экзотической внешностью и «морем в глазах» успел сняться только в эпизоде единственного фильма «Жизнь прошла мимо» (1958 год). Рассказывая журналистам о том, как он попал в картину Чеботарёва, он вспоминал, что его заметила ассистент режиссёра на дипломном спектакле «Ночь ошибок».
«Мой персонаж был такой наивный человек — нечто среднее между дураком и недотёпой. Когда я поинтересовался, почему она остановила выбор на мне, получил ответ, что в дураке и наивном человеке есть какое-то сходство, что у меня эта наивность очень убедительна и она более всего подходит к роли Ихтиандра», — рассказывал актёр.
Анастасия Вертинская, сыгравшая Гуттиэре, уже была известна зрителям. В 1961 году она успешно сыграла Ассоль в известной картине «Алые паруса».
«Настя Вертинская вообще не имела дублёров, потому что хотела делать всё сама. Её к месту съёмки подвозили на надувном матрасе, затем этот матрас из-под неё выдёргивали и выливали ведро красной краски в воду, чтобы имитировать кровь акулы. На пояс Гуттиэре крепили 10 килограммов веса, чтобы было легче утонуть, и вперёд», — рассказывал оператор Эдуард Розовский.
Ну а песню «Эй моряк, ты слишком много плавал», которую потом напевала вся страна, написал молодой ленинградский композитор Андрей Петров. Это была его дебютная работа для кино. Это потом будут десятки песен, романсов и музыкальных тем. А он будет работать с лучшими режиссёрами страны.
Консультанты-подводники
«Человек-амфибия» был первым отечественным игровым фильмом с обилием подводных съёмок «в натурных условиях». Взявшись за столь смелый фантастический фильм, Владимир Чеботарёв понял, что без помощи профессионалов ему не обойтись и обратился за к подводникам.
«Мы с оператором Эдуардом Розовским связались с чемпионом страны тех лет Рэмом Стукаловым и другими специалистами. И пришли к выводу, что это трудно, очень трудно, но возможно», — вспоминал он.
В результате консультантами художественного фильма стали сотрудник Ленинградского института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, аквалангист Владлен Кебкало и первый чемпион СССР по подводному спорту, инженер Рэм Стукалов.
Всего же в съёмках фильма принимали участие пять подводников, двое из которых выполняли функции дублёров для Владимира Коренева и Анастасии Вертинской.
Сами же актёры, которым предстояло сниматься в экстремальных условиях, несколько месяцев проходили подготовку у специалистов подводного плавания, тренировались в бассейне Института физкультуры. В итоге они героически снимались во многих опасных сценах самостоятельно. К помощи дублёров прибегали в крайних случаях, например, при съёмках непростой сцены с арестом Ихтиандра.
На Жака Ива-Кусто не хватило средств
Интересно, что Владимир Чеботарёв даже планировал привлечь к съёмкам картины известного французского исследователя Мирового океана, легендарного Жака-Ива Кусто, который в 1943 году разработал и испытал акваланг совместно с инженером Эмилем Ганьяном. В конце 50-х годов в советском прокате была очень популярна его документальная лента «В мире безмолвия».
Когда Чеботарёв связался с ним, то как ни странно, Кусто сразу заинтересовался фильмом и даже пригласил режиссёра приехать во Францию. Однако скудный бюджет и финансовые сложности помешали этому грандиозному замыслу. Министерство культуры отказалось выделить средства и на поездку, и на съёмки, аргументировав отказ тем, что выделять валюту на съёмки «детского» фильма — нецелесообразно.
Жаль, что эта идея так и не осуществилась, картина от этого только бы выиграла — наверняка зрители увидели бы всю красоту подводного мира Ихтиандра, которую он стремился показать возлюбленной.
Оператор изобрёл подводную аппаратуру
Съёмки художественных лент под водой были в то время не проводили, создавая лишь документалистику, и посему главный оператор картины Эдуард Розовский, опираясь на весь свой опыт, практически сам изобрёл подводную съёмочную аппаратуру.
По спецзаказу ему изготовили непромокаемые боксы для видеокамер. А чтобы решить проблему с освещением (под водой обычные лампы лопались из-за разницы температур), Розовский предложил использовать фары реактивных самолётов, которые обладают большим лобовым сопротивлением. В то время это было новаторством. В наше время по типу таких ламп делают осветительную аппаратуру для подводных съёмок.
Ещё одной необычной идеей, предложенной главным оператором, стал своеобразный аквариум с водорослями и рыбами, который смонтировали перед камерой. Поскольку Чёрное море не слишком богато яркой флорой и фауной, как тёплые тропические моря, то пришлось пойти на эту хитрость, чтобы в кадре всё время плавали рыбы.
Годы спустя оператор с сожалением рассказывал, что после выхода «Человека-амфибии» опыт подводных съёмок «выбросили на помойку», и что его подводные наработки оказались никому не нужны.
Костюм из хеланки
Зрителям запомнился фантастический костюм Ихтиандра. Эффектно смотревшийся на экране, он был создан из эластичной материи, из которой делали плотные женские колготки – хеланки. На эту полупрозрачную ткань мастера пошивочного цеха «Ленфильма» кропотливо по одной нашивали маленькие чешуйки из белой плёнки, которые пришивали не обычными нитками, а синтетической леской — для прочности.
Владимир Коренев вспоминал, что в воде костюм моментально намокал. На глубине актёра начинало колотить от холода, и тогда было решено пойти на маленькую хитрость. Ему сшили резиновую рубашку.
«В неё вода наберётся, тело в этой воде согревается. Я был такой худой, что мне еще толщинки делали из поролона, чтобы фигура была какая-то нормальная», — делился секретами съёмок Коренев.
А ласты для Ихтиандра изготовили специально на заказ из формопласта, внутри которого вставлялись лёгкие стальные пластины.
Реклама подводного плавания
Владимир Чеботарёв неоднократно признавался в любви к подводному плаванию. По его словам, он занимался им до тех пор, пока это позволяла раненая на фронте нога.
На 80-летний юбилей режиссёру преподнесли грамоту от Комитета по физической культуре и спорту, в которой отметили его огромный вклад в пропаганду подводного плавания.
Подготовка к картине шла два года и ещё год проходили съёмки в Крыму. За это время, как шутили в группе, никто не утонул. И хотя критики не лестно отзывались о картине, зрители с этим были явно не согласны. Свою любовь к «Человеку-амфибии» они демонстрировали огромными очередями и разбитыми витринами в кассах кинотеатров.
Друзья, не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить самое интересное. Комментарии и мнения приветствуются!