Найти тему

Какое будущее нас ждёт с электротранспортом

В последние годы растёт интерес к электротранспорту, а в ряде стран он начинает получать достаточно широкое распространение.

В этой статье мы разберём не только положительные и отрицательные стороны перехода на электротягу вместо двигателей внутреннего сгорания (ДВС), но и попытаемся спрогнозировать к чему приведёт развитие электротранспорта в ближайшие 10-20 лет.

Несмотря на многочисленные дискуссии на тему общей экологичности электротранспорта, безусловно, положительной стороной является его локальная (в месте непосредственного использования) экологичность – выхлоп вредных веществ равен нулю. Это, в совокупности с крайне низким уровнем шума является существенным фактором в пользу использования электромобилей в городах, в местах массового проживания людей.

Следующий положительный момент – более простое устройство электромобиля и соответственно более высокая надёжность, продолжительные межсервисные интервалы, также носят локальный характер: данные достоинства являются таковыми для потребителей, физических или юридических лиц, которые владеют электромобилями. Но для государств, чья модель развития построена по схеме стимулирования экономики через рост потребления (а это большинство современных стран) возникают определённые трудности. Основные из них следующие: простота устройства электромобиля означает сокращение производств, задействованных в его изготовлении: не требуются трудоёмкие и интеллектуалоёмкие двигатели, трансмиссии и т.п. Это может привести к росту безработицы. Проблема эта ненадуманная – ряд государств (например, Германия) учитывают этот фактор при переходе на электротранспорт и разрабатывают специальные программы по адаптации экономик. Высокая надёжность автомобиля способствует к тому же более длительному его использованию, что в перспективе может привести к замедлению производства и самих электромобилей. Тем не менее, указанные трудности не носят характер непреодолимых и скорее всего будут компенсированы. Например, замещением производств выбывающих видов устройств другими, которые можно развивать и предлагать рынку в качестве предмета совершенствования и привлечения покупателей – например различные электронные системы помощи водителю (о них ниже), системы безопасности, дополнительные сервисы и т.д.

Существенным фактором, который часто называют положительным при переходе на электромобили, является экономия на поездках за счёт замены источника энергии с дорогого бензина (или дизельного топлива) на электричество. Однако данный фактор является спорным. Рассмотрим более подробно. На сегодняшний день в среднем один километр пробега на электричестве стоит дешевле, чем на ископаемом топливе. При этом надо понимать, что электричество является таким же товаром на рынке, как и другие, и его стоимость зависит от спроса. И, что не менее важно, зависит от его конкурентного положения на рынке – на данный момент электричество для электромобилей не так дорого, но в дальнейшем нет оснований предполагать, что оно будет дешеветь. Скорее всего оно будет дорожать по мере того, как всё больше потребителей будут зависеть от его использования. В качестве примера можно привести дизельное топливо, которое в 70-е-80-е годы 20 века было существенно дешевле 92-го бензина, но со временем подтянулось и на сегодня практически не отличается по цене от бензина, с учётом прочего, сведя фактор экономии на топливе при покупке дизельного авто практически к нулю. Здесь также необходимо учесть отказ большинства развитых экономик мира в производстве электричества в будущем от классических и неэкологичных способов его получения (сжигание нефти и газа, радиоактивный распад), но при этом относительно дешёвых. Также необходимо иметь в виду, что в отличие от автомобиля с ДВС стоянка электромобиля приводит к снижению заряда вплоть до полной разрядки и по сути – безвозвратной потере купленной энергии. Ситуация усугубляется температурными колебаниями при смене погоды, что на ископаемое топливо практически не влияет: 10 литров бензина так и останутся в баке десятью литрами с тем же запасом энергии.

Тенденция развития электротранспорта очень удачно и закономерно совпадает с развитием интернета и связанных с ним дополнительных электронных средств и сервисов, внедряемых на транспорте: различные системы автопилотов, навигации, автоматизации парковки. Внедрить данные системы в электромобили проще, поскольку как выше было указано – более простое устройство электромобиля позволяет легче и надёжней внедрить данные устройства. Безусловно, это приводит к существенному увеличению комфорта для потребителей и дополнительно способствует распространению электромобилей. В дальнейшем умные системы ассистирования вождению снизят порог вхождения для водителей: развитие систем контроля приведёт к тому, что автомобиль в принципе не будет допускать выполнение заведомо опасных для жизни манёвров или, как минимум, будет явно предупреждать о нарушении водителем правил движения. Сейчас прообразом такой системы может воспользоваться любой желающий – установив себе яндекс-навигатор или анти-радар с системой слежения за скоростью: система предупреждает водителя о вероятности нарушения скоростного режима либо о наступившем нарушении. В дальнейшем срастание таких систем с устройствами управления автомобилем приведут к снижению нарушений ПДД вплоть до нуля.

И здесь мы приходим к важному изменению в будущем: увеличению количества пользователей электромобилями за счёт снижения порога вхождения. Водителями смогут становится даже подростки – электронная система идентификации сможет автоматически скорректировать разрешённые манёвры (например, ограничив максимальную скорость, географию передвижения). При синхронизации с базой допуска водителей по состоянию здоровья электронные системы автомобиля также могут внести изменения в своё поведение в зависимости от степени здоровья человека и тогда люди, которые ранее не могли водить автомобиль (например, с заболеваниями сердца и т.п.) смогут, не боясь за последствия, пользоваться электромобилем.

Следующий шаг по пути развития электронных систем помощи многие связывают с полным автопилотом. Также такой автопилот называют автопилотом пятого уровня: когда автомобиль самостоятельно передвигается по дорогам общего пользования без сопровождения водителя. Тем не менее, на сегодняшний день нет оснований полагать, что такая система появится в перспективе ближайших 10-20 лет. Имеющиеся сегодня лучшие системы автопилота позволяют в присутствии и при полном контроле со стороны водителя (юридически ответственность за управление несёт водитель) осуществлять движение по автодорогам с качественно нанесённой разметкой и знаками. И при этом, с массой ограничений на варианты дорожных ситуаций, погодных условий, обстановки на дороге, поведению других водителей. Например, компания Tesla отчиталась в 2020-м году о появлении в своей (одной из лучших) системе пилотирования функции распознавания сигналов светофора, распознаванию и прохождению круговых развязок. Но доверять системам автопилота можно не тогда, когда они в условиях близких к идеальным воспроизводят ожидаемый вариант поведения, а наоборот – когда в условиях, при которых обычный водитель не может правильно оценить дорожную ситуацию и предпринять необходимые действия система берёт управление на себя и «разруливает» ситуацию. Иначе доверить свою жизнь автопилоту, чьи возможности в лучшем случае воспроизводят стандартные реакции на обычные дорожные ситуации в действительности мало кто решится.

Тем не менее, вышеуказанные факторы дают основание для прогнозирования ещё одного изменения в будущем: это снижение самостоятельности при взаимодействии с автотранспортом. Уже сегодня та же компания Tesla может удалённо заглушить двигатель, а то и полностью дистанционно запретить использование автомобиля при соответствующих юридических основаниях.

Это в свою очередь приведёт к снижению чувства собственности владельца на свой электромобиль. Даже если с точки зрения юридического оформления формально закреплённые права на физический объект останутся за собственником, его отношение к такой собственности вероятно изменится. Отношение владельцев к электромобилям эволюционирует. В настоящий момент любая покупка автомобиля стоимость больше 2млн. рублей по сути – подчёркивание статуса своего владельца, стремление выделить себя среди других людей. Ведь жизненно необходимые функции и функции комфорта в сегменте до 2 млн. реализованы в автомобилях в полном объёме и даже с избытком.

Дальнейшее развитие этого тренда приведёт к более лёгкому каршерингу своего собственного электромобиля для других пользователей, тем более что это будет приносить определённый доход для собственника, а с учётом развитой системы контроля доступа и вождения вероятность некомпенсируемого ущерба будет сведена к минимуму. В конечном итоге нас ждёт постепенная эволюция от владения автомобилем как вещью в сторону получения услуги вождения через аренду.

А что вы думаете по поводу будущего в развитии транспорта?