На самом деле эта пословица длиннее, чем кажется. Исходный ее вариант – "повторять да учить – ум точить".
Что же такое в обточке ума? Как это связано с гранитом науки?
Четыре уровня владения навыком: оседлать и приручить ум
Вы наверняка не любили в школе, на уроках русского языка, повторять правила и выполнять однотипные задания.
Как и я.
Но упражнения по русскому (особенно в университете, где я училась на редактора) повторялись снова, и снова, и снова.
Казалось, этому конца-края не будет.
Но теперь я не задумываюсь, как правильно написать слово.
И даже в новых словах ошибаюсь редко.
Как точится ум
Ум как карандаш: чтобы он работал, его нужно точить.
Этапы обучения довольно коварны:
Сначала человек сталкивается с "неосознанным незнанием". То есть, он не в курсе, что чего-то не знает. Задача учителя – показать незнание ученика.
Потом наступает второй этап – осознанного незнания. Я уже знаю, чего я не знаю, а значит, могу это прочесть, повторить, начать учить.
Третий этап – осознанное знание. Это когда мне нужно напрячься, чтобы применить навык. Карандаш уже обточен, грифель уже есть и рисует, но каждый раз немного неточно, где-то неверно. Им сложно пользоваться.
Четвертый этап – неосознанное знание. О-о-о, это самое сладкое! В этот момент вы уже не просто знаете правило и особенности его употребления (натренированного на этапах 2 и 3). Вы пользуетесь им интуитивно, не прилагая усилий.
Так и хорошо наточенный ум справляется с задачей играючи.
Давайте вместе точить ум с каналом "Горячий русский"! Подписывайтесь, новые статьи появляются каждый день!