Найти тему
Притамбовье

«Трикотажка» на бульваре. Вяжет, шьёт и планирует модернизацию

Оглавление

Серая пятиэтажка напротив торгового центра «Улей» жителям города известна хорошо. Пару месяцев назад, когда фабрика «Тамбовский трикотаж» наладила пошив защитных масок, место стало особенно популярным. За подробностями о выпуске средств защиты и работе в обычные дни мы отправились на предприятие.

Равные возможности

Фабрика «Тамбовский трикотаж» основана в 1946 году, её учредитель – Всероссийское общество слепых. Предприятие образовалось на базе местных мастерских, объединив тех, кто занимался вязанием, пошивом одежды, ремонтом обуви и другими ремёслами. Располагалось оно на улице Красной. Потом трикотажное производство стало приоритетным, а в 1970 году фабрика переехала в новое здание на бульваре Энтузиастов.

– Я смотрела планировку, – рассказывает директор Ирина Алексеева, – там отмечена даже комната для кормления детей. На фабрике работало около 200 человек, был полный цикл: пряжу закупали, красили в разные цвета, вязали из неё изделия. В 90-е форма организации сменилась, но учредитель остался тот же.
-2

Всероссийское общество слепых образовано в 1925 году. Задачами этой добровольной общественной организации является защита прав и интересов инвалидов, их социальная реабилитация и интеграция, приобщение к труду, культуре и спорту. Со дня основания ВОС работает под девизом «Равные права – равные возможности».

Сама Ирина Васильевна пришла на производство в 1996 году художником-модельером.

Ирина Алексеева
Ирина Алексеева
– Стали отвязывать жакеты, – вспоминает она. – В огромном цехе работали человек 40, все инвалиды по зрению. Некоторые полотна имеют свойство сворачиваться, поэтому их нужно сдваивать и прошивать по краю. Тогда я впервые наблюдала, как абсолютно незрячий человек просил помощника мастера вдеть нитку в иголку, а остальное делал самостоятельно.

Наших знают

Численность штата сейчас – 56 человек. В производстве, включающем два вязальных цеха, раскройный и швейный, заняты здоровые люди, инвалиды по зрению и не только. В частности, среди швей есть глухонемые. Слабовидящие и полностью слепые обслуживают один из вязальных цехов, трудятся по шесть часов на механических машинах. Второй вязальный цех, который работает полный день, оборудован электронными.

-4

Из полотен, подготовленных на вязальных участках, отшивают верхнюю одежду и изделия для дома. Особенной популярностью пользуются рейтузы – их производят с того самого 1946-го.

– Сотрудничаем с крупными базами в Екатеринбурге, Уфе, Чебоксарах, на Дальнем Востоке, – поясняет коммерческий директор Надежда Емельянова. – Иногда оптовикам, с которыми мы работаем, предлагают альтернативу, но они отказываются, потому что наши рейтузы отличаются от других.

Состав у нас – 30% шерсть, 70% пан, пряжу берём пинскую. Есть модели на штрипках и лосины, на четыре роста – 152, 158, 164, 170. Ну и опыт, конечно, помогает.

-5

К ярмарке в честь 95-летия ВОС на «Тамбовском трикотаже» освоили выпуск игрушек – балерин, медведей, зайцев. Есть и очень современный персонаж – мышонок в защитной маске. А ещё к празднику связали шарфы в корпоративных цветах, возобновили производство женских жакетов с оригинальным валяным декором. Идея пришла Ирине Алексеевой полтора года назад, тогда же была опробована. Наносят орнамент специальными иголками инвалиды по зрению.

Из тонкого трикотажа, который закупается или предоставляется заказчиком, шьют нижнее бельё, футболки, бриджи, шорты, блузки, платья, школьную форму. Конкурентное преимущество пошива на «трикотажке» – проверка качества: каждое изделие просматривает контролёр.

-6

Спрос сильно зависит от сезона, например, сейчас готовится срочная партия летней одежды, а с июля начнут заказывать рейтузы и школьную форму. Ежегодно по индивидуальным размерам здесь вяжут жилеты из серого меланжа для Татановской школы. В розницу фабричные изделия можно купить в магазине на первом этаже.

Маска, которая не давит

На самоизоляции «Тамбовский трикотаж» пробыл два дня – столько понадобилось, чтобы сориентироваться в ситуации. Дальше начали шить маски. Вариантов кроя было два, материал – плотный СМС – приобрели на Котовском заводе с 50-процентной скидкой, но очень быстро закончилась резинка, и купить её в связи с ажиотажем было негде. Выручила находчивость руководителя.

-7
– Сначала мы использовали шнур, который был на складе, – делится Ирина Васильевна. – Когда и он закончился, я вспомнила про кулирное полотно, имеющее в составе лайкру. Разрезанное, оно сворачивается и отлично тянется. Попробовали применить. В итоге наши маски, по отзывам медиков, получились даже лучше, потому что не давят на уши – ходить целый день с резинками очень тяжело.

За дешёвыми многоразовыми масками на «трикотажке» образовалась очередь, закупали их аптеки, поликлиники, больницы и другие предприятия. Выпуск средств защиты помог фабрике продержаться два месяца самоизоляции, сохраняя зарплату всем сотрудникам. К настоящему моменту ажиотажа уже нет, но в раскройном цехе мы видели свежие заготовки из голубого нетканого материала: пандемия продолжается.

Недавно «Тамбовский трикотаж» получил письмо от министра труда: главам регионов поручено помочь в модернизации предприятий лёгкой промышленности, и фабрика может воспользоваться такой помощью. Руководство готовит письмо губернатору – есть потребность в новых вязальных машинах для незрячих и автоматах для установки карманов и молний. Новое оборудование позволило бы расширить ассортимент вязаных изделий, удешевить пошив брюк, спортивных костюмов.

-8

Вера Дашкова

Фото Алексей Бучнев

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Притамбовье»