Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

"Штурмовые ночи Спасска...". Как выглядит город, где был последний крупный бой Гражданской войны?

У Великой Отечественной есть однозначный и общеизвестный финал - красный флаг над Рейхстагом. Под Гражданской войной, в русской истории второй по масштабу и жертвам, так и не подведено черты. Обычно её завершением считается взятие красными Владивостока, но ещё позже советская власть пришла на Камчатку и Чукотку, последние интервенты лишь спустя годы оставили Северный Сахалин, а стычки с басмачами в Средней Азии продолжались и через десять лет. Но последний в ту войну крупный бой регулярных армий произошёл 8-9 октября 1922 года у нынешнего городка Спасск-Дальний (40 тыс. жителей) на Транссибе в 250 километрах до Владивостока.

На третий час пути от Уссурийска в идиллические пейзажи полей, лугов и плавней с неизменным фоном Сихотэ-Алиня  вдруг врывается индустрия. Значит - наша цель близка:

-2

Село Спаське на родючій рівнині біля озера Ханка було засноване в 1886 роцi, конечно же, малоросскими переселенцами не знаю точно из каких губерний, прибывшими во Владивосток через Одессу. В 1897 году чуть восточнее прошла Уссурийская железная дорога из Владивостока в Хабаровск, и так как село за 11 лет успело порядком разрастись, на линии появилась и станция Спасская. В 1903 году её зачем-то переименовали в Евгеньевку - в честь Евгении Губер, супруге Карла Губера - одного из организаторов строительства этой дороги. Но пристанционный посёлок уже был известен всему Приморью как Спасская слободка.

Во Владивостоке же с конца 19 века полным ходом шло строительство мощнейшей в мире морской крепости, и цемент для этой великой стройки возили поначалу аж из Новороссийска. Русско-японская война во-первых показала уязвимость морского снабжения, а во-вторых сподвигла командование на масштабную реконструкцию крепости. И вот в 1907-08 годах купец Михаил Ратомский подсуетился да перевёз свой цементный завод из Благовещенска в Спасскую слободу, где его уже ждали инвестиции, технологии и заказы военного ведомства.

Так в Приморье появился первый индустриальный гигант, дополненный огромным гарнизоном. К 1917 году Спасская слободка выросла до 8 тысяч жителей, и при Временном правительстве официально стала городом Спасск-Приморский. В 1929 году его слегка переименовали, но только заменили не первую половину названия, а вторую - в "Дальний". После "штурмовых ночей Спасска" Советы решили с триумфальным именем не расставаться, да и отсылать оно могло вовсе не к церковному Спасу, а к спасению родины и революции от врагов. Спасский цементный завод в 1929-35 годах построили заново, а в 1976 году ещё и дополнили Новоспасским цементным заводом - первый (на кадре ниже) стоит теперь на южной окраине города, а второй (на кадре выше) - ещё южнее в чистом поле.

-3

Чуть ближе к городу - карьеры, посреди которых возвышается Малая гора. В ней разработки вскрыли Спасскую пещеру из десятка весьма красивых залов, примечательную тем, что периодически, по мере разработки карьеров, её заполняет вода.

-4

Ещё немного мимо старых домиков, новых торговых центров, торчащих тут и там обелисков - и поезд прибывает на вокзал:

-5

Хотя вид у здания вполне дореволюционный, на 2/3 оно было построено в 1926 году. Первоначальный вокзальчик (1897) хорошо заметен меж его крыльев. В отличие от соседнего Уссурийска, где за то же время станция успела сменить пяток названий, здесь железнодорожники проявили свой фирменный консерватизм, и Евгеньевкой станция исправно называлась до 1967 года. Село Спасское же, что удивительно, во всех этих перипетиях сохраняло независимость, и хотя вплотную срослось с городом, по сей день не входит в его состав. С привокзальной площади хорошо виден далёкий, но ярко блестящий купол его Вознесенской церкви, построенной в 2004-11 годах взамен дореволюционной предшественницы. На него глядят скульптуры монумента "Штурмовые ночи Спасска", поставленного у вокзала в 1960 году. Это именно сюда "по долинам и по взгорьям шла дивизия вперёд":

-6

Хотя на самом деле штурмовали стратегической городок минимум трижды, причём на первые два раза красные тут были в обороне. 7-16 июля 1918 года Спасск был взят белогвардейцами при поддержке чехословаков и уссурийских казаков, но позже город вновь вернулся красным в ходе одной из многочисленных смен власти в Приморье. Теперь здесь соседствовали два гарнизона - красных партизан (будущей Народно-революционной армии Дальневосточной республики) и Императорской армии Японии. В прямое столкновение друг с другом они предпочитали не вступать, но весной 1920 года красные партизаны дали японцам casus belli, захватив Николаевск-на-Амуре и устроив там расправу над прибывшими гражданами Страны восходящего Солнца. 4-5 апреля 1920 года японцы атаковали советские гарнизоны по всему Дальнему Востоку, разрушили пол-Хабаровска и заняли Северный Сахалин, а в Спасске кипели уличные бои при поддержке бронепоездов, и в боях этих был ранен небезызвестный Александр Фадеев. Японцы, конечно, взяли верх, остались единственными хозяевами Спасского гарнизона, и в 1921 году построили вокруг городка полевую крепость из 7 земляных фортов, соединённых системой окопов.

-7

Её-то и брали штурмом 8-9 октября 1922 года красные командиры Яков Покус и Степан Вострецов, а партизаны на юге в это время перерезали железную дорогу. Противостояли им, при том, не "самураи", а вполне себе русская Земская рать - на Дальнем Востоке тогда шла весьма изящная прокси-война. По факту между - Советской Россией и Японской империей, а формально - между Дальневосточной республикой и Приамурским земским краем соответственно.

Последних коммунисты даже "белыми" не всегда называли - в советской прессе ПЗК именовался Чёрным буфером, быть может от того, что белые за полгода до Октября свергли государя и были сторонниками капиталистической республики. Амурское земство же в итоге пришло к монархистским образам: гимном его было "Боже, царя храни!", вооружённые силы назывались ратью, а главнокомандующий - воеводой. Конечно, если бы они выстояли и призвали монарха, он бы потянул в лучшем случае на удельного князя, под азиатским ярлыком мечтающего преуспеть в "собирании русских земель". Но Народно-революционная армия быстро взяла верх над Земской ратью, и с падением Спасска красным открылась прямая дорога на Владивосток.

У японцев, конечно, хватило бы сил отбросить большевиков хоть обратно до Байкала, но даже самураи успели устать от войны. Тем более что негласным союзником СССР тут оказались США: и американцам, и японцам тогда казалось очевидным, что коммунисты быстро сожрут сами себя, а вот чрезмерное усиление Страны восходящего солнца уже стало для белых людей пугающей данностью. Вскоре НРА ДВР стояла под Владивостоком, терпеливо ожидая конца нарочно затянутой эвакуации, и хотя Владивостокская крепость могла бы стать для них непреодолимой преградой, в Городе Нашенском она встретила освободителей пустыми панцирями выпотрошенных фортов. Последняя же точку в Гражданской войне на Дальнем Востоке была поставлена 14 мая 1925 года посёлке Арково на Сахалине, где японские пограничники официально передали половину острова законным владельцам.

-8

Вдоль Транссиба на юг, от вокзала налево, в центр ведёт Советская улица:

Первые кварталы от вокзала вдоль неё тянутся дома путейцев:

Некоторые время назад Спасск-Дальний славился своей благоустроенностью. С тех пор он успел обветшать и зарасти, но остались симпатичные детали вроде фигурно постриженных кустов или деревянных табличек:

-11

За домами - вышка пожарной части, напоминающая макет какого-то не в меру авангардного небоскрёба:

Обветшалый обелиск в честь красных партизан:

-14

Симпатичный двор с двухцветной стеной:

Принадлежащей бывшему торговому центру Герваса и Савченко:

Его фасад на Советской я заснял на обратном пути, а "туда" мы прошли двор насквозь...

...оказавшись в тенистом парке между Советской улицей и Транссибом. Здесь стоят памятники другими войнам - гаубица образца 1938 года отсылает прямиком на озеро Хасан, а за ней виден мемориал Великой Отечественной.

Южнее по Советской - музей с роскошными естественными воротами у крыльца:

И суд, занимающий весьма оригинальное здание прогимназии (1913):

-20

Между парком и музеем, впрочем, вклинивается квартал новых ТЦ, живо напоминающий площади у крупных станций электрички в Подмосковье. Это и есть центр - направо по улице Борисова рукой подать до главной площади, налево пешеходный виадук уходит за Транссиб. Последний тут как хорошая река, которую не так-то просто пересечь - это единственный мост в центре Спасска, а на машине до другого его конца ехать 6 километров. В центр с этой площади мы тоже сходим в конце поста, а для начала - пойдём за железную дорогу:

Ведь за путями лежит, на самом деле, большая часть исторического Спасска - не путейского и не купеческого, а воинского. От виадука тянется ряд малоэтажек 1930-х годов - дальняя такая же как ближняя, но только оштукатурена и балкон на ней не застеклён.

Но мы пошли сначала вдоль путей на север, приметив старый дом, похожий на особняк в какой-нибудь заброшенной усадьбе. Однако была тут не резиденция того Евгения, в честь которого назвали станцию, а банальный "Кунст и Альберс" (1908), и то, что богатейшие купцы Владивостока построили свой магазин на краю гарнизона, весьма наглядно характеризует его масштаб.

В соседнем сквере - Дом офицеров, немногим менее огромный, чем в Уссурийске, но куда более унылый:

-24

Зато с секретом:

Его актовой зал переделан из Никольского полкового храма (1910), ныне пребывающего в состоянии вялотекущей реконструкции:

Но в первую очередь залинейный Спасск - это казармы и офицерские флигеля. Много-много казарм и офицерских флигелей. Одни служат теперь магазинами:

В современном, а не историческом смысле слова - ведь первоначально "магазином" называли продуктовый склад:

В других - жилые дома, и состояние их безмерно различно:

Какие-то, как водится, заброшены:

-31

А между них построены советские дома:

Ведь и разрушения при штурме Спасска наверняка были, и при Советах гарнизон только рос по мере японских провокаций на границе:

Всё показанное выше расположено в основном от путепровода слева. Справа - дом начальника Спасского военного гарнизона (1904). На нём две мемориальные доски висят, сливаясь друг с другом: одна гласит, что с 28 января по 5 апреля 1920 года здесь был штаб красных партизан Спасско-Иманского района, другая - что в октябре это был штаб Поволжской группы Земской рати.

-34

Напротив расположился военный суд, переходящий в бескрайний военный госпиталь:

Где лечились в том числе японские и американские интервенты:

Действующих военных объектов в Спасске, как и в Уссурийске, по сей день немерено:

Хоть и усох гарнизон, как водится, в несколько раз:

Напротив проходной с кадра выше - лужайка, где прямо из земли глядит в небо чёрное, словно обугленное лицо. Оно и есть - освободив Спасск, красные обнаружили здесь братскую могилу, а в ней не менее 400 тел, многие со следами пыток. В 1945 году рядом похоронили ещё и 78 красноармейцев, погибших в Маньчжурии, а в 1966 поверх могилы установили маленький, но страшный монумент.

Рядом что-то похожее на старую войсковую часовню:

Кварталы гарнизона уходят за горизонт:

Дальше можно было поймать автобус и съездить на южную окраину, в район Цемзавода, где наверняка что-то осталось если не с дореволюционных времён, то с конструктивистской Первой пятилетки. Но солнце клонилось к закату, автобусы ради нас одних тормозить "меж воинских частей да заводских цехов" не спешили, и мы побрели пешком обратно в центр.

-42

Дореволюционка гарнизонного района перемешана с пятиэтажками, но в их дворах - многолюдно и шумно:

-43

На некоторых - кирпичные узоры, вделанные в силикатные торцы словно в случайном порядке:

Обелиск стоит вообще-то перед Домом офицеров, но нужен же какой-то символический кадр, что мы обратно пересекаем Транссиб?

Спустившись с виадука, пойдём на запад по улице Борисова:

В деревянной табличке - её старое название:

-47

А конгломерат в коем-то веке не ведомственных старых домиков известен как Терещенский квартал - от крестьянина Леонтия Терещенко, что разбогатев, построил первый из них.

-48

Напротив - Центральная площадь с парой "коробок" и Ильичом:

Из темноты сурово глядит красный партизан Андрей Борисов:

Город делается всё более непарадным, и за тихой речкой Кулешовкой...

...окончательно накрывает чувство, что находишься где-нибудь под Черниговом или Полтавой.

Хотя о том, что мы в Приморье, и тут напоминает якорь:

В глубине - классическая "муравьёвочка", хотя ни Виленский, ни Амурский Муравьёв тут не при чём. В основе она перестроена в 1960-е годы из довоенного жилого дома, а колокольней и главкой обзавелась в 1991-96 годах:

Дальше стемнело, и нам оставалось только найти, где поужинать да идти на вокзал, чтобы вечером уехать в Хабаровск.