Как известно, в лингвистике выделяют шесть функций языка. Но что, если бы была ещё одна функция - перфомативная, то есть заставляющая исполнять чужую волю, заклинательная, магическая?...
Повествование начинается в 1980-м году с гибели известного семиотика Ролана Барта: пожилой учёный попал под машину. Доблестный комиссар Байяр, словно сошедший с телеэкрана, из детективного сериала, должен выяснить обстоятельства. Вроде бы обычный несчастный случай, но в опросе свидетелей Байяр оговаривается, называя дело убийством. Ведь ему хочется, чтобы это было убийство. Ему хочется крутого расследования.
И автор следует за желанием своего героя.
Постепенно, шаг за шагом двигаясь по сюжету, Байяр всё глубже оказывается в переплетении крутых детективных шаблонов: здесь и международная политика, и шпионы, и тайное общество, и новые безжалостные убийства... Но, помимо этого, комиссар также постигает тайны семиотического взгляда на мир.
Проводником в этом мире для Байяра служит молодой университетский преподаватель Симон Херцог. Мы встречаем его впервые на лекции, конечно, об агенте 007. И как комиссар обучается семиотике, так и Симон проходит свой путь становления.
Итак, это прекрасный постмодернистский роман. Это завораживающая игра с читателем - игра, безусловно, в теннис, другое сравнение подобрать нельзя.
Лоран Бине очень смело обращается со своими персонажами - с учётом того, что большинство из них реальные люди (я думаю, Соллерс имел полное право обидеться! А камео Донны Тартт было как вишенка на торте). Краткие обращения по ходу текста к философским изысканиям упоминаемых интеллектуалов вдохновляют прочитать или перечитать их работы. Да и вообще философия (и семиотика в частности), оказывается, очень увлекательна.
Я бы сказала, что Бине продолжает дело Умберто Эко (да, и Эко появляется в романе, и весьма значимой персоной - видимо, дань уважения), но добавляет щепотку Бернара Вербера.
Осталось только отметить, что в издании есть отличная небольшая критическая статья, а я постаралась сказать только то, чего в статье нет.
Седьмая функция языка, технология власти - существует она или только обманка? Герои романа, кажется, нашли ответ на этот вопрос. А читатель?