Найти в Дзене
СССР 2000

Техника СССР: Ту-114 - первый межконтинентальный

Оглавление
50-е годы были золотым временем в истории авиации: стремительное развитие технологий до неузнаваемости изменило облик как военных, так и гражданских летательных аппаратов. Само собой, такое положение вещей привело к тому, что эпохальные самолеты появлялись один за другим. И могущественный Советский Союз, преодолевший послевоенную разруху, оказался на острие технического прогресса.

Сегодня вспомним об одном из самых интересных проектов в истории отечественной гражданской авиации - пассажирском самолете Ту-114.

Герой статьи во всей красе. Один из бортов, эксплуатировавшихся с японцами. Картинка из открытых источников.
Герой статьи во всей красе. Один из бортов, эксплуатировавшихся с японцами. Картинка из открытых источников.

Задание на разработку дальнемагистрального пассажирского самолета нового поколения было выдано в самой середине 50-х: в 1955 году. К этому времени роль СССР в мире существенно возросла: в сферу его влияния попадали все новые страны, находящиеся порой на другом конце глобуса. Параллельно с этим рос и интерес к Союзу в стане западных стран, с которыми отношения, казалось бы, потеплели. Само собой, для сообщения, например, с Кубой, самолеты дальностью в 1000 км не годились.

"Если при сборке трактора у вас получается танк, после сборки изделие тщательно обработать напильником".

Родоначальник. Картинка из открытых источников.
Родоначальник. Картинка из открытых источников.
А.Н. Туполев, которому доказывать свою гениальность не было никакой нужды, велосипед решил не изобретать. На тот момент завершал испытания бомбардировщик Ту-95, который и сам по себе был абсолютно уникальной машиной. Именно этот "голубь мира", несущий 12 тонн термоядерных подарков, стал основой будущего Ту-114.

Само собой, при всех достоинствах Ту-95, просто поместить уважаемых пассажиров в бомбоотсек с последующим групповым десантированием, было бы не желательно. Поэтому фюзеляж подвергся кардинальной переделке: диаметр увеличился на треть, уменьшился запас прочности, совершенно не нужный гражданскому самолету, незначительно возросла длина.

Теперь самолет имел два "этажа": на верхнем располагался, собственно, пассажирский салон, а на нижнем -багажное отделение и вспомогательные помещения.

Схема салона Ту-114 из японского буклета. Картинка с сайта aviaforum.ru
Схема салона Ту-114 из японского буклета. Картинка с сайта aviaforum.ru
Учитывая особенности компоновки изначального "бомбовоза", конструкторам пришлось установить на Ту-114 сильно удлиненные стойки шасси, что в дальнейшем добавило сюрпризов при эксплуатации.

В остальном изменения были незначительны: четыре великолепных турбовинтовых двигателя НК-12 с соосными винтами обеспечивали небывалую мощность при высокой экономичности, а стреловидное крыло было прекрасно приспособлено для полетов на высоких скоростях. Без особых изменений остались хвостовое оперение и система управления, а вот состав оборудования заметно поменялся: пассажирскому самолету оборудование бомбардировщика не требовалось.

Компоновка кабины пилотов тоже была достаточно специфической: отсутствие гардероба и штурман в застекленной носовой части. Впрочем, гардеробную комнату вскоре добавили.

Небывалый комфорт.

Второй салон. Картинка из открытых источников.
Второй салон. Картинка из открытых источников.
В период разработки Ту-114 представления о комфорте пассажиров вообще несколько отличались (в лучшую сторону) от современных. Но конструкторы КБ Туполева в этом вопросе превзошли самые смелые ожидания.

Судите сами:

  • расположенные лицом друг к другу и разделенные столиком (с настольной лампой!) кресла во втором салоне;
  • полноценные купе (!) в следующем салоне, по три спальные полки в каждом: представьте себе трансатлантический рейс, где вы можете спокойно спать в горизонтальном положении;
  • просторные туалетные комнаты (отдельно "М" и "Ж"), не отличавшиеся по удобству использования от установленных в типовой квартире;
  • кухня с поваром на нижней палубе.

Все эти удобства предназначались для обычных пассажиров: такая версия самолета была серийной, а не эксклюзивной.

А это уже купе. Картинка из открытых источников.
А это уже купе. Картинка из открытых источников.

Кроме того Ту-114 имел два "стандартных" салона с привычным нам расположением кресел. Общая вместимость лайнера составляла 170 пассажиров и 7 членов экипажа.

Ложка дегтя.

Кабина пилотов. Картинка с сайта oruzhie.info
Кабина пилотов. Картинка с сайта oruzhie.info
Увы, несмотря на многочисленные достоинства, самолет получился не без недостатков.
Первым из них и, пожалуй, главным были те самые замечательные двигатели НК-12. При всех их преимуществах они создавали чудовищный гул и вибрации, а учитывая наличие четырех двигателей на самолете, шумовой фон в салоне напротив крыла был запредельный. Это привело к тому, что второй салон (с креслами, расположенными лицом друг к другу) как правило оставался пустым: в него билеты просто не продавали.

Второй проблемой стали удлиненные стойки шасси из-за которых порой случались курьезы: высоты трапа в аэропорту не хватало для стыковки с дверью для выхода.

Ко всему прочему Ту-114 в силу своих незаурядных габаритов требовал специальных взлетно-посадочных полос (не менее 3500 метров длинной), что дополнительно ограничивало возможности по эксплуатации.

Вскоре отказались и от шикарного салона. В угоду вместимости купе были демонтированы и их место заняли привычные ряды кресел.

Эксплуатация.

Ту-114 в Нью-Йорке. Обратите внимание на трап. Картинка из открытых источников.
Ту-114 в Нью-Йорке. Обратите внимание на трап. Картинка из открытых источников.
Более всего Ту-114 запомнился перелетами в США, когда он доставил туда сначала правительственную делегацию (в 1959 г.), а затем и Н.С. Хрущева.
Помимо этого лайнер летал в Гавану, страны Азии и Африки, совместно с японцами эксплуатировался на линии Москва-Токио. В СССР основной нишей для него стали перелеты Москва-Хабаровск.

Всего было выпущено 32 самолета (без учета экземпляра для статических испытаний), один из которых использовался как летающая лаборатория.

На базе Ту-114 был создан самолет ДРЛО - Ту-126.

Славная история Ту-114 завершилась в 1976 году, когда он был снят с пассажирских линий. Два самолета еще несколько лет эксплуатировались ВВС.

За все годы очень интенсивной эксплуатации был потерян один самолет: в 1966 г. из-за ошибки экипажа полностью исправный лайнер съехал с ВПП в результате чего загорелся и разрушился. Погиб 21 человек.

Резюме.

Снова обратите внимание на трап. Картинка из открытых источников.
Снова обратите внимание на трап. Картинка из открытых источников.
Ту-114, несмотря на небольшое число выпущенных бортов - самолет поистине уникальный. Мало того, что это был первый лайнер такого размера и вместимости (до появления западных широкофюзеляжных самолетов оставалось еще более 10 лет), он был чрезвычайно надежен, экономичен и удобен для пассажиров.

Самолет является обладателем 32 мировых рекордов, включая номинацию "самый большой самолет с турбовинтовыми двигателями".

На этом все: подписывайтесь на канал, ставьте лайк, комментируйте и все такое:) Впереди нас ждет еще много интересного.