Общение со взрослым имеет особенное значение для ребенка на всех этапах детства. Ребёнок только появился на свет и ему уже необходим контакт со взрослым. Колыбельные, нежные, ласковые слова. До 4-х лет, дети больше нуждаются в общении со взрослым. Ребенок не сможет даже заговорить без поддержки взрослого.
А когда ребенок становится старше, то взрослые ему интересны уже в познавательном общении: узнают о явлениях природы, о повадках животных, то есть "черпают" знания. А в игре их больше интересует общение с детьми или одиночная игра. Они применяют самостоятельно те знания и опыт, которые дали мы, взрослые.
Многие родители считают, что ребенок еще мал, ничего не понимает.
Взрослые выполняют свою функцию: кормят, гуляют, купают, но не разговаривают со своим ребенком. Очень ошибочно! Взрослый является источником новых знаний. Например, ребенок и взрослый могут говорить о дожде, который уже прошел; о солнце, которое ярко светит; о птицах, которые улетели в теплые края.
Прочитайте книжку о событиях из жизни детей. Например, В. Осеевой «Динка», это очень душещипательная история о дружбе девочки из приличной семьи и мальчика бродяги; Е.Шварц «Сказка о потерянном времени» -рассказывает о ценности времени; Ф.Зальтер «Бэмби»- о взрослении, важного периода, маленького олененка, учит стойкости и сопереживанию; Н.Носов «Большая книга рассказов»- каждый рассказ интересен, поучителен. Побеседуйте о поступках, качествах героев (добрый, злой). Спросите у ребенка, кто из персонажей ему больше всех понравился и почему, на кого бы он хотел быть похож. Если ребенок не может сам, дайте сами оценку, выскажите своё мнение. А после прочитайте другую историю, и вы уже будете обсуждать вместе.
Ребенку уже недостаточно простого внимания. Взрослый для ребенка – это судья и пример для подражания.
В этом возрасте дети любят задавать вопросы. Например, почему Земля круглая? Из чего делают бумагу? Детям не нужны подробные и сложные ответы, им не нужны научные обоснования. Связываем то, что ребенок уже знает и понимает. Например, рассмотреть фотографии Земли с космоса, шар. Земля, Луна, все планеты и их большие спутники шарообразные, они имеют большие массы. Бумагу делают из дерева. И детям вполне этого достаточно, у них возникает своя картина.
Играйте с ребенком как можно больше и чаще. Обычную детскую игру не может заменить ни планшет, ни телефон, ни компьютерные игры.
Можно завести с ребенком дневник и записывать самые интересные моменты минувшего дня. Пусть ребенок сам оформит его, раскрасит, наклеит картинки, смайлики, фото с прогулки. Он может ежедневно рисовать сам, что ему больше всего понравилось. Кого он встретил по дороге.
Ребенку необходимо контролировать свое поведение и понимать, что и для чего он делает.
Отличительные особенности:
Дети общаясь друг с другом ведут себя не так , как со взрослыми. они могут кривляться, смеяться, кричать, употреблять в речи слова непредсказуемые. Могут себя вести расковано, эмоционально. Ребёнку достаточно того, что он выскажется. Здесь нет строгих норм и каких-либо правил.
В моей практике встречались дети, которые говорили на непонятном пока еще языке, я их называю "иностранцами". Эти дети быстро находят друг друга. "Воркуют", понимая лишь друг друга, становятся лучшими друзьями. В этой ситуации как раз взрослый может показать ребёнку все разнообразие речи.
А со взрослыми дети ведут себя иначе. Выслушивают взрослого, не перебивая. Взрослый всегда подскажет, надо так поступать или нет. Оценит: хорошо или плохо. Подражая взрослому ребенок осваивает нормы поведения, общения.
Самое важное, чтоб нормы были верными. Взрослые - пример!
В чём плюсы?
- Общаясь, мы накапливаем опыт
- Общаясь, приобретаем связи
- Получаем навыки
- Меняем свое восприятие. Проговаривая личные мысли, человек может поменять свой взгляд.
- Живая связь, не через социальные сети, Делает людей ближе друг к другу.
- Улучшается настроение, получаем уверенность.
Именно в семье закладывают основы общения.
Детские представления о мире надолго остаются в памяти человека!