Любители всего советского утверждают, что СССР пал в результате коварных планов заокеанских воротил и их приспешников. Возможно и так. Я не присутствовал в Овальном кабинете Белого дома в момент создания этих «замыслов». Но, Пусть так…
Тогда почему эти «происки врагов советского строя», которые имели место быть года так с 1918, если не раньше, смогли добиться успеха лишь спустя почти 70 лет? Давайте подумаем.
Самый верный ответ, который сам напрашивается в таком случае, это то, что в СССР к концу восьмидесятых годов ХХ века сложилась благоприятная обстановка. Выросло поколение, способное стать движущей силой буржуазной революции.
А как же иначе? Ведь будущие жестокие бандиты девяностых, будущие хитрые олигархи, вывозящие государственное добро за рубеж заводами, все они учились в советских школах, по «лучшей в мире» советской учебной программе. Если проанализировать биографии большинства воротил бизнеса и политики новой России, то в прошлом почти все имели опыт комсомольских и партийных лидеров. Просто в наше время эти факты, как правило, остаются «за кадром», и на первый план выносится учёба за границей, создание успешного предприятия, или эффективная работа в госаппарате. Но постсоветская молодёжь только приступает к управлению страной. И только сейчас выходят на пенсию бывшие комсомольские и партийные вожаки.
Разве в «лучшей в мире» советской школе н велась идейная работа с учениками? Не рассказывали им про пионеров-героев, про Ленина, про «подвиг трудового народа в годы первых пятилеток»? Рассказывали, разумеется. Наличие таких мероприятий в каждой школе проверялось вышестоящими органами. И чем их было больше, тем лучше было у них отношение и к школе в целом, и к её педагогическому коллективу в частности.
На мой взгляд, в этом и кроется причина того, что как минимум половина выпускников советской образовательной системы, едва случилась такая возможность в девяностые годы, либо ушла в криминал, либо просто оказались в стане противников социалистического пути развития. Почему?
Я вспоминаю свои школьные годы. На каждом этаже были пропагандистские стенды, бюстики и бюсты Ленина, портреты вождей… Пионерские сборы и комсомольские собрания проводились часто, но они были однотипны. Идеологическая работа сводилась к набору казённых штампов и стандартных клише. Места для искренности в ней было с каждым годом всё меньше. Росло поколение перекормленное казённым патриотизмом. Ведь большинство людей умеют чувствовать фальшь, и очень отрицательно относятся ко лжи.
Безусловно, сейчас найдутся люди, которые скажут, что они верили всему, что им говорят на таких собраниях в школе, они выросли убеждёнными ленинцами, и в девяностые годы сильно переживали по поводу развала СССР, и краха системы. Да. Такие люди есть. Просто, они не входят в число тех, о ком я писал выше. И если СССР распался, то это означает лишь то, что «честных ленинцев» было меньше.
Другое дело то, что в результате, после распада Советского Союза было построено (хотя ещё не построено) то, что хотели построить. Но это уже тема для следующей статьи.
* * *
А пока зафиксируем тот факт, что советская образовательная система воспитала не только «убеждённых коммунистов», но и тех, кто в девяностые ушёл в криминал, не позволив нам создать новую страну. И последствия разгула этого криминала мы разбираем до сих пор.