К 100-летию со дня рождения Юрия Медведева
Виртуозный и неповторимый мастер эпизода Юрий Николаевич Медведев родился 1 апреля 1920 года в подмосковных Мытищах.
Юрий с малых лет осознаёт своё актёрское призвание и нежданно для любимых родителей, не советуясь с ними, на одном дыхании поступает, с отличием оканчивает театральное училище и отправляется на поля сражений в составе труппы фронтового театра Всероссийского театрального общества.
Под сводки Левитана и раскаты боевых орудий актёр ВТО Медведев бесконечной вереницей ролей с тревожно беснующимся сердцем начинает угадывать окончание судеб в глазах ещё толком не поживших: герой-красноармеец Василий берёт в плен немецкого растяпу-офицера; хромой Гитлер на костылях мечется в подземном бункере; лётчик-истребитель атакует вражескую колонну у железнодорожной станции; седой уральский рабочий склонился над фрезерным станком.
Переезды вдоль по линии фронта, неизменно бурные овации бойцов, для многих последние в их короткой жизни. Потрясающая школа шлифовки мастерства, замешанная на редких минутах радости перед неторопливым ожиданием смерти. Не от того ли все его дальнейшие роли, острохарактерные, нелепые, комические, простовато-наивные подёрнуты тонким налётом грусти.
Режиссёры ломают сценарии, не в силах противостоять тем глазам, что видели как на другой вечер после боя беспощадно редеет земляной откос, заменяющий зрительный зал.
Заканчивается война и художественный руководитель Московского театра имени М.Н. Ермоловой Андрей Лобанов приглашает Медведева на долгих 40 лет в театр, только что уютно переезжающий в здание пассажа жены купца 1-й гильдии Лидии Постниковой, где Юрий с неизменным блеском переигрывает весь классический и современный репертуар, снимаясь в нескольких кинокартинах одновременно, озвучивает мультипликационные фильмы. Оригинально, ярко и с той самой грустинкой.
В середине 80-х внезапно оставляет родную «Ермолку» ради одному ему известной надежды в Малом. Озвучивает, дублирует, снимается. И скоропостижно уходит в мир иной на операционном столе гомельской больницы среди съёмок «Семи дней с русской красавицей». Его последний кадр: престарелый носильщик в звёздочном отеле вытягивает глуповатую физиономию, распалённый прелестями Натальи Бузько. Чемоданы летят мимо тележки, сластолюбивый персонаж катит колёсный механизм в сторону от операторской камеры и уносит Юрия Николаевича в вечность.