Найти тему
Пески времени...

Что разрушило плавучие дворцы императора Калигулы?

Оглавление
Древнеримское бронзовое лицо из Палаццо Массимо Алле Терме с кораблей Неми.
Древнеримское бронзовое лицо из Палаццо Массимо Алле Терме с кораблей Неми.

Корабли, построенные безумным императором Калигулой в I веке нашей эры, выглядели как плавучие дворцы. Их остатки были найдены на озере Неми. На кораблях было все, что характерно для гедонистического стиля Птолемеевского периода или правителей Сиракуз.

Здравствуйте, друзья!

Гай Юлий Цезарь Август Германик, известный своим прозвищем Калигула, правил неполных четыре года и был убит своими сподвижниками в результате дворцового переворота. За время своего правления он существенно увеличил расходы государственной и императорской казны организацией масштабного строительства и богатыми представлениями, чем приобрел репутацию расточителя.

Реконструированный бюст императора Гая, известного как Калигула (CC BY-SA 3.0)
Реконструированный бюст императора Гая, известного как Калигула (CC BY-SA 3.0)

Своим правлением Калигула запомнился современникам и потомкам как жестокий и сладострастный тиран-безумец...К периоду его правления относится строительство двух кораблей 37-54 годов постройки, использовавшиеся императором для религиозных целей.

Открытие кораблей Калигулы.

У Калигулы было много уникальных идей о религии. Он следовал культу Исиды, но также любил Александра Великого и воображал, что может быть его перевоплощением. У императора было два заветных желания: стать богаче и построить более роскошные апартаменты, чем были у его предков. Неизвестно почему Калигула решил построить эти два корабля, скорее всего виной этому было его тщеславие.

Образное изображение одного из кораблей озера Неми. (фото Kena Seamona)
Образное изображение одного из кораблей озера Неми. (фото Kena Seamona)

Корабли имели очень впечатляющий вид :были очень богато украшены и имели на борту удивительные сокровища. Это были настоящие плавучие дворцы с мозаичными полами, системой отопления, мраморными украшениями, ваннами, статуями и т.п.

Озеро Неми - это небольшое вулканическое озеро, расположенное в регионе Лацио. Оно находится всего в 30 км к югу от Рима и туда легко было добраться правителю Римской Империи.

О том, где находятся останки кораблей, знали еще в 15-ом веке. А вот история их изучения началась в 1446 году, когда необычную экспедицию возглавили кардинал Просперо Колонна и Леон Баттиста Альберти. Они смогли найти знаменитые корабли и с помощью ныряльщиков попытались изучить их останки.

На глубине 18,3 метра (60 футов) первые "аквалангисты" попытались исследовать участок с помощью водолазного колокола. Они обнаружили кирпичи, медь, бронзу, несколько артефактов, деревянные балки и мрамор. Затем это место стало источником ценных артефактов, большинство из которых были проданы. Что с ними стало дальше, неизвестно.

Некоторые из украшений с кораблей Неми (Nemi): бронзовые перила, лицо и латунные кольца, восстановленные в 1895 году. Они были прикреплены к концам консольных балок, которые поддерживали каждое гребное положение на втором нефе. (CC BY-SA 3.0, 2.0)
Некоторые из украшений с кораблей Неми (Nemi): бронзовые перила, лицо и латунные кольца, восстановленные в 1895 году. Они были прикреплены к концам консольных балок, которые поддерживали каждое гребное положение на втором нефе. (CC BY-SA 3.0, 2.0)

Однако, достать корабли тогда не удалось. После нескольких столетий такого разграбления профессиональные исследователи приступили к работе над одним из самых замечательных проектов начала 20-го века - восстановлению двух древних кораблей.

В 1927 году по приказу Бенито Муссолини специалисты откачали воду из озера в окрестные долины, и подняли останки кораблей. Это событие стало увлекательной темой для СМИ, а корабли стали главной достопримечательностью невероятного музея, посвященного их истории.

Вид на озеро Неми (CC BY-SA 3.0)
Вид на озеро Неми (CC BY-SA 3.0)

Легендарные корабли красоты

Первый корабль, упомянутый в литературе, как Prima nave, был 70 метров (230 футов) длиной и имел ширину луча 20 метров (66 футов), а второй, названный Sekonda nove, был 73 метра (240 футов) длиной и имел ширину балки 24 метра (79 футов).

Управлялись суда рулевыми веслами, которых было 4 на большом судне и 2 на другом. Малое судно передвигалась на буксировке за большим, или шло самостоятельно. На кораблях были установлены мраморные колонны, суда были украшены барельефами и мозаичными полами, был водопровод. Среди обломков была найдена свинцовая труба с надписью "Собственность Гая Цезаря Августа Германика".

Более точное описание красоты и богатства кораблей можно найти в описании знаменитого корабля Птолемея IV Филопатора, царя Египта (245-204 гг. до н.э.), вдохновившего Калигулу на постройку своих кораблей. Скорее всего, строители скопировали описание и использовали его в своей работе:

"Когда один из них впервые поднялся на корму, перед ним был устроен открытый вестибюль, но с рядом колонн по бокам в той части, которая была обращена к носу, была установлена передняя калитка, сделанная из слоновой кости и самого дорогого дерева. Войдя в него, можно было наткнуться на своеобразный просцениум, который по своей конструкции был покрыт крышей. Рядом с передними воротами, опять же находился второй вестибюль, расположенный на корме с подветренной стороны, и портал с четырьмя дверями вел в него. С обеих сторон слева и справа были установлены выбоины, чтобы обеспечить хорошую вентиляцию... Над обеденным залом был красивый кессонный потолок из кипарисового дерева, орнаменты на нем были скульптурными, с позолоченной поверхностью"...

Можно было бы перечислять и дальше, но не буду. Итак понятно, что все было очень богато и монументально.

Кормовой руль римской лодки, 1 век н.э. RG-Museum, Кельн (Общественное Достояние)
Кормовой руль римской лодки, 1 век н.э. RG-Museum, Кельн (Общественное Достояние)

Корабли Калигулы были прекрасными образцами древнеримского судостроения. Они имели сложную конструкцию, состоящую из множества коридоров и комнат.

Реконструкция корабля Калигулы  -  Nemi Ship (CC BY-SA 3.0)
Реконструкция корабля Калигулы - Nemi Ship (CC BY-SA 3.0)

Корабли были затоплены при императоре Нероне или после его смерти, во время гражданских войн.

Последняя глава в истории кораблей

Музей кораблей Неми  (CC BY-SA 3.0)
Музей кораблей Неми (CC BY-SA 3.0)

К сожалению, в ходе Второй мировой войны в 1944 году музей озера Неми был сожжен вместе с остатками судов. А произошло это так. 31 мая 1944 года музей попал под обстрел войск Соединенных Штатов. Снаряды уничтожили немецкую артиллерию, но начавшийся пожар охватил весь музей и корабли тоже. Драгоценные корабли и их сокровища были потеряны навсегда.

В 1995 году была создана Ассоциация Dianae Lacus (Lake of Diana Association) для сохранения исторических сокровищ озера Неми. Ее основной целью было построение полноразмерной копии корабля Prima nave.

К сожалению, слава Калигулы не принесла Ассоциации ожидаемой поддержки. Проект просто провалился.

Обидно, что корабли, находившиеся под защитой озера сотни лет, стали жертвой современной войны.

Впрочем, таких жертв было очень много.

Спасибо, что оставались со мной. Поддержите меня лайками и подпишитесь на мой канал.

Фотографии и материалы взяты из открытых источников.