Найти тему
Азбука Вокала

Может ли пение в хоре быть вредным для голоса?

Как ни странно, потенциальный вред для голоса есть. О полезных эффектах пения в хоре я рассказала здесь. А сейчас остановимся на разборе возможных вокальных опасностей. Но, сразу скажу, их можно избежать, если грамотно подойти к процессу пения в хоре.

1. Зажим гортани. Если хор или ансамбль - любительский, и у руководителя хора (хормейстера) нет достаточной профессиональной вокальной подготовки (а такое довольно часто встречается в церковных и народных хорах), то хормейстер не в состоянии оценить, когда вокалисты поют правильно (на опоре), а когда - неправильно (на горле), то есть пережимая мышцы гортани. И если руководитель таких певцов не отслеживает и не поправляет манеру звукоизвлечения, то есть риск, что весь хор будет петь с зажимом гортани.

Как этот зажим у себя отследить?

Этот зажим проявляется в виде постоянного дискомфорта, напряжения (а иногда даже острой боли) в области гортани. Появляется ощущение, что звук не "льётся", а вы как будто "выдавливаете" его из себя.

На таком зажиме трудно тянуть длинные звуки и связывать ноты в мелодии между собой. Звуки становятся разрозненными, приближаются по манере к разговорной речи.

При зажиме гортани тяжело двигаться по диапазону вверх-вниз. Особенно тяжело даются самые верхние звуки, они нестабильны - то они есть, то нет.

Если вы поёте в хоре и нашли у себя эти признаки - подойдите к хормейстеру (регенту) и поговорите об этом. Если он отмахнётся, и скажет, что вы а)всё придумываете, б) сами виноваты или что-то подобное и не даст никаких техник и упражнений на развитие опоры и освоождение горла - уходите из этого коллектива пока не поздно, или останетесь без голоса. Я сама знаю лично нескольких таких людей потерявших голос, так что всё серьёзно.

2. "Затирание" тембра. Я сама придумала это слово - "затирание" - в отношении тембра голоса. Но я сейчас расскажу, что имею ввиду, и вам будет всё предельно понятно. В хорах певцы стремятся петь единообразно, чтобы не было "пестроты" голосов. Если певец часто поёт в хоровой манере, он отвыкает демонстрировать во время пения всё богатство тембровых красок, и голос становится "сереньким". После долгой практики в хоре, если певец выходит на сольное пение, то надо серьёзно прокачать голос в плане освобождения тембра. Но эта ситуация, к счастью, обратимая.

3. Схватывание вредных привычек других певцов хора. К примеру, если в хор пришёл человек с хорошей, грамотной постановкой голоса, но его окружают 20 человек, орущих на связках, то наш грамотный певец вначале будет бороться с тем, чтобы самому орать на связках, но потом он незаметно для себя схватит манеру "окружения". Так устроен наш голос и психика - мы попадаем под влияние большинства.

Важно: Если у вас высокий уровень вокальной подготовки, не идите петь в любительский хор, где у участников нет подобных навыков. Вы и не заметите, как их неправильные вокальные привычки прилипнут к вам, и избавиться от них будет сложно.

4. Психологическое давление. Как-то ко мне на сольный вокал долго ходила девушка, которая параллельно пела в одном довольно известном ансамбле. У этого ансамбля был руководитель, талантливый и харизматичный мужчина, но, видать с комплексами. Потому что работу с певцами он проводил через критику, насмешки и унижение.

Эта девушка после его занятий приходила ко мне с опущенной головой и убитой вокальной самооценкой. Я на своих занятиях, по её собственным словам "доставала её из-под плинтуса". По моим же собственным ощущениям, я не просто доставала, а "выковыривала" её оттуда ногтями. Мне стоило тяжелейшего труда убедить её, что она не бездарь и имеет моральное право петь в ансамбле и вообще петь.

Ещё одну мою мою ученицу, тоже поющую в хоре, постоянно унижала и жалила "звезда всея коллектива", так как боялась конкуренции.

Психологическое давление провоцирует физические голосовые проблемы. Это закон.

Так вот. Пение в хоре должно приносить радость, в том числе и благодаря климату внутри коллектива, и манере руководителя. Если хор похож на семью - это правильное место. В идеальном хоре не должно быть конкуренции между певцами и болезненного самоутверждения руководителя. Хор предполагает единение душ и голосов. Если там унижения, интриги, и борьба за власть, уходите оттуда, ищите другой хор, здоровый.

Хор. фото из открытых источников
Хор. фото из открытых источников

Будьте внимательны к себе, и пойте в правильном хоре!

Статья была полезна? Ставьте лайк!

Подписывайтесь на канал, чтобы знать о вокале всё!