Отчаянные времена требуют отчаянных мер и, пожалуй, ни один исторический период не был таким же отчаянным, как Первая и Вторая мировая войны, когда у Британии заканчивались ресурсы, а путь судам снабжения преграждали германские подводные лодки.В конце первой войны, поиск контр мер привел в том числе и к созданию подлодок-охотников, намного опередивших свое время.А в середине второй, эту роль должны были сыграть самолеты.
Морская авиация действительно могла бы стать серьёзным противником немецким субмаринам, но самолётам в море нужны авианосцы, которых неоткуда было взять, не перегружая и без того напряженные ресурсы.
Эксцентричным ученым по имени Джеффри Пайк(Geoffrey Pyke), советником шефа Объединенного оперативного штаба, лорда Маунтбеттена(Mountbatten), была выдвинута фантастическая идея: сделать авианосец изо ... льда. Лед твердый и достаточно прочный, он не тонет, любое повреждение можно легко устранить, просто наморозив необходимое количество.
В то время лед считался почти неразрушимым: Международный ледовый патруль(Ice Patrol), созданный для уничтожения айсбергов после того , как один из них потопил "Титаник" , сообщал, что разрушить их было крайне сложно, даже с помощью торпед и зажигательных бомб.
Пайк, имевший склонность к авантюрным на первый взгляд решениям, предложил отрезать большой кусок арктического айсберга и отбуксировать его в океан. Гладкая ровная поверхность ледяной глыбы служила бы отличной взлетно-посадочной полосой, а выдолбленный во льду ангар, мог стать отличным укрытием для самолетов, справляясь с этой задачей не хуже: чем ангар из металла.
После некоторых расчётов, Пайк пришел к выводу, что глыбу льда такого размера будет сложно транспортировать, ведь при высоте надводной части, скажем в 10-15 метров, необходимой для взлета самолетов, подводная часть будет порядка 100-150 метров, поскольку 90 процентов айсберга скрыто под водой.
Поэтому он решил несколько изменить подход и построить корабль, похожий на авианосец, но использовать все тот же лед, в качестве строительного материала.
Каким-то образом Пайку удалось "заразить" лорда Маунтбеттена этой идеей, который в свою очередь сумел убедить Уинстона Черчилля, что лед это именно тот ресурс, который спасет положение.
Проект получил кодовое название "Проект Аввакум"(Project Habakkuk, отсылка к словам библейского пророка Аввакума:"... вы изумитесь, ибо то, что совершается ныне, ошеломит вас, не поверили б вы сему, если бы вам о том рассказали!").
Авианосец должен был иметь 2000 футов(810 метров) в длину, 300 футов(91,5 метров) в ширину, с толщиной корпуса в 40 футов(12 метров и водоизмещение 2 миллиона тонн). Его предполагалось оснастить многочисленными легкими зенитными орудиями, а полётная палуба могла бы вместить до 150 двухмоторных бомбардировщиков и истребителей.
Оставались только две большие проблемы: лед тает и он хрупок. Но у Джеффри Пайка было и решение —достаточно разветвленная система охлаждения, состоящая из сложной сети труб, непрерывно прокачивающих хладагент по всему кораблю, чтобы поддерживать необходимую температуру.
Для решения второй проблемы на помощь пришел Макс Ф. Перуц(Max F. Perutz), в свое время посвятивший достаточно много времени изучению альпийских ледников.Он заметил, что характер льда меняется, когда в его структуре оказываются такие вкрапления, как древесные частицы и поделился своими наблюдениями с коллегой.
Проведя несколько экспериментов, они обнаружили, что если древесную стружку и опилки залить водой и заморозить, то полученный материал будет в четырнадцать раз прочнее обычного льда и даже превзойдет по прочности бетон. Эксперименты показали, что этот новый материал обладает высокой устойчивостью к сжатию, растяжению. сколам и даже пулям. Его можно было обрабатывать как дерево и отливать в формы, подобно металлу, а при погружении в воду он образовывал на своей поверхности изолирующую оболочку из влажной древесной массы, которая защищала его внутреннюю часть от дальнейшего таяния. Этот удивительный материал был назван пайкритом(pykrete), в честь Пайка, путем сложения его имени Pyke и concrete(бетон).
Рассказывают байку, что Черчилль однажды принимал ванну у себя дома в конце 1942 года, когда взволнованный лорд Маунтбеттен ворвался в его ванную комнату и бросил в нее кусок пайкрита. В течение следующих нескольких минут они с изумлением наблюдали, как лед отказывался таять в теплой воде.
Еще один подобный анекдот, связанный с демонстрацией энтузиазма лорда Маунтбеттена, который, впрочем, подтверждается рядом свидетелей, произошел во время конференции в Квебеке в 1943 году. Лорд Маунтбеттен принес на совещание два блока, один из которых был сделан изо льда, а другой из пайкрита и положил их на землю. Затем без предупреждения он вытащил пистолет и выстрелил в глыбу льда, разбив ее вдребезги. Затем направил пистолет на пайкрит, на этот раз пуля рикошетом отскочила и жужжа, как разъяренная пчела, задела штанину адмирала Эрнеста Кинга(Ernest King).
Единственным реально пострадавшим стал главнокомандующий ВВС армии США Генри Арнольд(Henry Arnold.).Он взял топор и попытался разбить пайктрит, но только вывихнул плечо.
В конце 1943 года группа из восьми человек отправилась в Канаду, где на озере Патрисия в Скалистых горах был построен прототип длиной 60 футов( 21 метр) и весом 1000 тонн. Система охлаждения мощностью в одну лошадиную силу, отводила тепло с эффективностью, достаточной для того, чтобы лед продержался в течение всего лета.
Он был похож на большую коробку из-под обуви, с гигантским кубиком льда посередине и системой охлаждения, проходящей вокруг него, напоминающую грудную клетку.
При постройке прототипа, "пайкрит" не использовался, но чудесный материал был именно тем, что было так необходимо Джеффри Пайку для успеха проекта "Аввакум" и практический опыт с прототипом показал, что он вполне может быть реализован.
.Каждому такому кораблю, потребовалось бы 300 000 тонн древесной массы из опилок, 25 000 тонн древесноволокнистой изоляции, 35 000 тонн древесины и 10 000 тонн стали. Все перечисленное оценивалось в 700000 фунтов стерлингов.
Но по мере развития проекта стало очевидно, что потребуется больше стальной арматуры, а также более эффективная изоляция, и сметная стоимость взлетела до даух с половиной миллионов фунтов стерлингов (более 100 миллионов фунтов стерлингов в сегодняшних фунтах). кроме того, такой массивный корабль имел бы ограниченную маневренность и максимальную скорость не более 6-7 узлов.Флот посчитал такие характеристики неприемлемыми.
Но самой большой проблемой было само сырье. Как и сталь, дерево было в дефиците, и строительство только одного "Аввакума" серьезно повлияло бы даже на производство бумаги. Добавьте к этому сложность строительства такого большого сооружения, требующего времени и людских ресурсов, которые никто из союзников не мог себе позволить.
В конце-концов, проект "Аввакум" был свернут.
Сегодня единственные осязаемые останки проекта "Аввакум" лежат на дне озера Патрисия в провинции Альберта, Канада, где был испытан прототип. Экспедиция на это место в 1985 году обнаружила деревянные конструкции корпуса, невероятную мешанину воздуховодов холодильной установки, наряду с большим количеством битума, используемого в качестве изоляции.
Вот, вкратце и вся история, поскольку только рассказ о самом Пайке, его жизни, стремлении быть полезным обществу и его изобретениях, занял бы намного больше времени.Некоторые моменты я сократил или опустил, чтобы не затягивать повествование, хотя они и достаточно интересны.Например, Уинстона Черчилля не нужно было убеждать, он и сам вынашивал подобную идею по использованию айсбергов в качестве плавучих аэродромов и неоднократно поднимал эту тему в присутствии лорда Маунтбеттена, о чем есть немало упоминаний в архивных документах.А предложение Пайка только укрепило его уверенность.
Поэтому, рассказывая об этих событиях, я лишь постарался придать им некоторый законченный вид, без ущерба для исторической подлинности и не злоупотребляя вашим вниманием.
- Все изображения в публикации взяты из открытых источников.
Благодарю, что уделили время. Если вам было интересно, подписывайтесь, поддержите лайками.Всем удачи!
Вам также может быть интересно: