Всем привет!
В Интернете не раз я встречала жалобы родителей на то, что ребенка с гиперактивностью и рассеянным вниманием очень трудно чем-то заинтересовать надолго. Сложно заниматься и с детьми с ментальными проблемами здоровья, которым в силу заболеваний свойственно быстрое выгорание, повышенная утомляемость и проблемы с моторикой.
Сегодня на примере некоторых работ дочери я хочу показать, что при правильном подходе к занятиям с такими детьми, к самому творческому процессу, они со временем смогут создавать достаточно сложные работы, требующие усидчивости и внимания от непосед, и заинтересованности и упорства - от медлительных деток.
Нам с Мариной очень повезло. В нашей жизни есть Человек с большой буквы, удивительная Женщина и Мастер на все руки, на занятия с которой Марина летит словно на крыльях. Татьяна Александровна работает с "особыми" детьми уже много лет и умеет найти подход к каждому. На занятия отводится 20-30 минут, но под ее руководством каждый ребенок (а ее занятия - индивидуальные), независимо от темперамента, успевает очень много. Многому, в том числе и в умении общаться с детьми во время творческих занятий, в правильном распределении времени и нагрузки, у нее научилась и я.
Есть поделки, которые можно сделать за одно-два занятия. Вот три варианта несложных поделок из салфеток, ткани и пластика.
Такие поделки очень подходят и для увлечения творчеством непоседливых детей, которым результат нужен сразу, и для детей с быстрой утомляемостью. В этом варианте сам процесс изготовления такой поделки несложный и дает этот быстрый результат. Здесь бОльшую роль для развития ребенка играет подготовительный процесс, когда совместными усилиями ребенка и родителя (или педагога) решается, что именно сегодня они будут создавать, как будет выглядеть будущая поделка и что из материалов для этого будет нужно. Непоседливые дети учатся сосредотачивать свое внимание на выборе материалов, расцветки и пр. Медлительные дети, напротив, начинают стремиться к результату. И ни тем, ни другим такое занятие не успевает надоесть.
Можно и нужно сначала попрактиковаться с ребенком на таких поделках. А потом, когда вы увидите, что есть успехи и в заинтересованности ребенка, и в его усидчивости, можно переходить к более сложным, в которых процесс создания начинает требовать больше времени.
Для более легкого сравнения возьмем поделки из тех же материалов.
На создание одной подобной фигурки тоже может уйти одно-два занятия. К уже известному ребенку по работе с открытками материалу - салфеткам, добавляется новый - проволока для каркаса. Новый материал (проволока) добавляет ребенку заинтересованности, уже использованный ранее (салфетки) - уверенности в успехе. И в этом творческом процессе - создании на одном занятии одной фигурки, на следующем - другой (или, как вариант, создания на одном занятии каркасов для двух фигурок, а на другом - их оформление салфетками), а потом соединении двух поделок в одну композицию - появляется новый для ребенка момент: понимание, что интересную работу можно сделать не за один раз. Это учит терпению и усидчивости. При этом ребенок уже в первое занятие видит, как будет выглядеть его работа.
Со временем можно переходить к поделкам, творческий процесс над которыми требует нескольких занятий, во время которых одна поделка делается по частям. Например, для создания таких декоративных веночков требуется сначала сделать основу, а потом украшение декором.
Но есть поделки, создание которых требует еще более монотонного и длительного процесса. Однако это не повод отказываться от их создания, потому что результат будет не только в виде самой поделки, но и того, чему за время ее создания научится ваш ребенок - усидчивости, терпению, внимательности, аккуратности, умению создавать результат по частям, умению идти к цели шаг за шагом.
Моя дочь в начале ее занятий с Татьяной Александровной была гиперактивным ребенком, которой результат нужен был здесь и сейчас, не умеющей и не желающей ждать. И эта постепенность перехода в творческом процессе шаг за шагом от простого к сложному, и целая система индивидуальной работы с "особым" ребенком, применяемые Татьяной Александровной, дали необыкновенные результаты. Ниже работа, которые дочь создала уже сама, дома, в подарок моей коллеге. Рисунок-основа мой, а на приклеивание ниток-волос у дочери ушла неделя. При том уровне выгорания и непоседливости, которые были у нее в начале занятий с Татьяной Александровной, создание подобных кропотливых работ было бы невозможно.
И в том, что сейчас Марина занимается украшениями, есть огромная заслуга Татьяны Александровны, научившей мою дочь быть терпеливой, усидчивой и внимательной. Огромное спасибо и низкий поклон ей за это!
Не упускайте возможностей развивать своего ребенка, даже если в начале пути вам кажется, что это невозможно. Именно маленькими шагами можно придти к большому результату.
Подписывайтесь на мой канал, делитесь мнениями и ссылками в соцсетях. Всегда Вам рада!