Игровые консоли от Sony являются, пожалуй, одними из самых узнаваемых и популярных в мире. История их создания насчитывает более 20 лет упорного труда, которые обернулись успехом для создателей. На данный момент единственным серьезным конкурентом в мире игровых приставок является Xbox, в то время как другие производители на лавры лидера не претендуют. В чем заключается секрет успеха Sony в игровой индустрии, попробуем выяснить, заглянув в историю развития PlayStation.
PlayStation 1
Первая консоль Sony PlayStation вышла в уже далеком 1994 году в Японии, а 1995 появилась и в других странах. Успех новинки был колоссальным: за все время выпуска было произведено и продано более 100 миллионов консолей в мире.
Технические характеристики PlayStation сегодня кажутся очень скромными и даже вызывают удивление. Не верится, что процессора, работающего на частоте 33 МГц, 2 Мб оперативной памяти, а также 1 Мб для видео и 0,5 Мб для звука хватало для запуска трехмерных игр. Тем не менее, именно PlayStation преподнесла трехмерную графику в консолях на новый уровень, став эталоном и примером для подражания.
Отличительной особенностью консоли стало использование CD-дисков в качестве носителей данных. В сравнении с популярными тогда картриджами они отличались большим (700 Мб) объемом и невысокой себестоимостью для компании. Если ранее для записи сохранений в играх использовались специальные чипы перезаписываемой памяти, встроенные в картридж, то CD такой возможности напрочь лишены. Поэтому для игровых «сэйвов» в PS первого поколения использовались карты памяти на 128 Кб.
В 2000 году Sony выпустили обновленную версию PlayStation, которая получила наименование PSOne. Основным ее отличием от предшественницы стало уменьшение габаритов и более современный дизайн. Аппаратные различия были минимальными и заключались в усовершенствовании (одновременно с упрощением) компоновки материнской платы консоли за счет более новых комплектующих.
Интересно, что популярный тип геймпада DualShock, прочно ассоциирующийся с PlayStation, появился не сразу. Изначально консоли оснащались более простым джойстиком, без аналоговых стиков. Лишь в 1997 геймеры получили возможность дополнительно приобрести DualShock, а в базовой комплектации приставок такие геймпады оказались лишь с выходом второй PS.
PlayStation 2
Практически одновременно с PSone свет увидело и следующее поколение PlayStation. Это была уже принципиально новая консоль с кардинально улучшенным железом и новыми возможностями. Частота процессора возросла до 300 МГц, объем оперативной памяти увеличился до 32 Мб, а видеопроцессор получил в свое распоряжение 4 Мб памяти. Вместо привода CD производитель оснастил консоль DVD-дисководом. При том что аппаратно новая PlayStation сильно отличалась от предшественника, Sony сумели сохранить совместимость с играми от первой PS.
В дальнейшем аппаратная платформа консоли постепенно совершенствовалась и модифицировалась, как и ее внешний вид. Первые версии PlayStation 2 отличались достаточно крупными размерами, не имели ИК-порта для управления с пульта (появился в девятой ревизии) и были сравнительно шумными. Со временем применение более энергоэффективных компонентов позволило снизить нагрев консоли и с 2003 года в PlayStation 2 стали устанавливать почти бесшумные вентиляторы охлаждения.
В 2004 году появилась на свет знаменитая «тонкая» PlayStation 2, которая оказалась намного меньше предшествующих модификаций. Достичь этого удалось за счет применения более компактных деталей, а также выноса блока питания в отдельный модуль. Именно в этой версии PS2 впервые появился порт Ethernet, позволяющий подключить консоль к сети интернет.
В дальнейшем консоль становилась еще более легкой (в итоге вес снизился с 2,2 до 0,6 кг в предпоследней), а в 2007 инженерам удалось вернуть блок питания в корпус PlayStation 2, не увеличивая ее размеров. Хотя масса устройства при этом выросла с 600 до 720 грамм. В таком виде консоль выпускалась до 2013 года, пока не была окончательно снята с производства.
Стать абсолютным долгожителем PlayStation 2 не удалось, так как всем известная NES выпускалась почти 20 лет (в том числе, неофициально), но другой рекорд консоль поставила. 155 миллионов проданных приставок (а именно столько PS2 было продано за 13 лет) – это в 1,5 раза больше, чем у предыдущего рекордсмена, PlayStation 1. За это время стоимость консоли снизилась с 300 долларов в 2000 году до 100$ в 2009.
PlayStation 3
В 2006 году вышло новое, третье поколение консолей от Sony. Это время было отмечено стремительным развитием трехмерых игр для персональных компьютеров, и чтобы выйти на новый уровень, японским инженерам пришлось кардинально переработать архитектуру консоли, в сравнении с ее предшественницами. Важным нововведением PS3 стала замена DVD дисковода на BlueRay. Кроме того, у консоли исчез выезжающий лоток привода. А диски вставляются в узкий разъем.
Процессор PlayStation 3 получил совершенно новую архитектуру, разработанную Sony совместно с партнерами. Он получил 8 ядер, специально оптимизированных для работы с различными видами вычислений, востребованных в игровых приложениях, и обеспечил высокую производительность при передовой (в свое время) игровой графике. Графический процессор консоли стал более «компьютерным», что не удивительно: разрабатывался чип компанией Nvidia, известным лидером в производстве графических процессоров для ПК. Несмотря на совершенно новую архитектуру, PS3 первых версий сохраняла совместимость с играми прошлых поколений, но позже от поддержки этой идеи было решено отказаться. Версии с жестким диском на 80 Гб и более игры от PS2 воспроизводить перестали.
Как и в случае с первой и второй PlayStation, в ходе выпуска консоль постоянно совершенствовалась и получала мелкие нововведения. В 2009 году на рынок вышла версия PS3 Slim, которая традиционно получила обновленный дизайн и уменьшенные (с 5 до 3 кг) размеры. А в 2012 свет увидела и SuperSlim версия PlayStation 3. Которая стала на 20% легче и меньше. Объем жесткого диска, встроенного в консоль, вырос с 40 Гб в 2006 году до 500 Гб в 2012. Тогда же была выпущена версия с SSD на 12 Гб.
На данный момент продажи PlayStation 3 в мире превысили отметку в 87 млн экземпляров, и продолжают увеличиваться: с продажи PS3 еще не снята.
PlayStation 4
Если для создания третьей PlayStation Sony сотрудничали с Nvdia, то партнером в производстве PS4 стала конкурирующая (относительно Nvidia) компания AMD. Аппаратная часть новых консолей построена на базе восьмиядерного процессора, близкого аппаратно к AMD FX для ПК, и видеопроцессора, подобного (но модифицированного) к Radeon 7850. Оперативной памяти в консоли – 8 гигабайт.
Новая архитектура позволила наверстать упущенное в плане графической составляющей новых игр (где регулярно обновляющиеся ПК снова обогнали в качестве график PS3, железо которой не менялось на тот момент 7 лет). Но она же и поставила окончательно крест на обратной совместимости со старыми PlayStation. Внедрять поддержку игр для PS3 путем программной эмуляции не планировали изначально. Вместо этого, геймерам предлагали играть в старые игры «из облака». Но на данный момент эта функция в полной мере так и не реализована.
С момента выход Play Station 4 (а это конец 2013 года) прошло еще очень немного (по консольным меркам) времени, поэтому делать выводы пока рано. Однозначно можно лишь сказать, что консоль пользуется спросом среди игроков.
PlayStation 5
И вот, наконец, компания Sony консоль нового поколения PlayStation 5. И, похоже, внешний вид консоли оказался совсем не таким, как многие того ожидали. Оба варианта — с дисководом и без него — обладают футуристичным дизайном, который очень сильно выделяется на фоне предыдущих поколений домашней игровой системы.
Президент и генеральной директор Sony Interactive Entertainment Джим Райан (Jim Ryan) рассказал в интервью изданию CNET, что задача команды разработчиков PlayStation заключалась в том, чтобы создать нечто неожиданное и в какой-то степени даже вызывающее.
«Мы хотели создать что-то смелое, нечто почти вызывающее. Мы хотели получить что-то прогрессивное, с прицелом на будущее. То, что подойдет для 2020-х годов», — заявил Райан.
Издание добавляет, что дизайн PS5 призван продемонстрировать веру Sony в то, что технологии, которые используются внутри приставки, а также игры, которые она сможет предложить, смогут настолько же сильно привлечь внимание, как и сам внешний вид игровой консоли. В интервью британскому BBC Райан добавил, что форм-фактор PlayStation 5 «сможет украсить» любую гостиную.
«Большинство владельцев консолей PlayStation используют их у себя в гостиной. Мы подумали, что было бы здорово, если бы мы смогли предложить что-то, что сможет украсить большинство этих гостиных. Именно это мы и попытались сделать. И знаете, мы считаем, что мы справились с этой задачей», — заявил босс Sony.
Консоль на данный момент еще не вышла на рынок, и мы можем лишь пожелать новой PS5 ошеломительных продаж, что для нас, геймеров, значит что с устойчивым спросом разработчики будут радовать нас новыми прекрасными играми, а Sony новыми продуктами. А это новые и новые погружения в иные миры, захватывающие сюжеты, и новый визуальный экспириенс на многие-многие часы.