Найти тему
Блог Плюса

Пять главных песен. Каверы на The Beatles

Оглавление
Фото: Michael Ochs Archives / Getty Images
Фото: Michael Ochs Archives / Getty Images

Наверное, песни ни одной группы в истории музыки не играют так часто, как битловские. Некоторые из них становятся хитами в том числе и в кавер-версиях. Вариант «With a Little Help from My Friends» Джо Кокера знаменит не меньше оригинала и заслуженно стал одним из символов 1960-х.

Кто-то при этом подходит к делу максимально уважительно, стараясь скопировать мельчайшие детали первоисточника, другие, наоборот, перепридумывают сочинения The Beatles в новых жанрах и стилях, свободно экспериментируя с гармонией, ритмом и аранжировкой. Ниже — пять ярких образцов как раз такого метода. Сравнения с оригиналами, вероятно, неизбежны, но бессмысленны: каждое из этих произведений вполне самостоятельно, хоть и создано по мотивам битловской песни.

Zoot — «Eleanor Rigby»

Барочные струнные сменяются на электрогитары, и певучий оригинал Пола Маккартни превращается в многочастный хард-роковый опус с изобретательными риффами (частично досочиненными музыкантами группы Zoot) и динамичными сменами размера.

При жизни этот австралийский ансамбль смог записать и издать единственный полноформатный альбом, зато ему удалось запустить как минимум одну успешную карьеру: гитарист Рик Спрингфилд позже переедет в США и прославится там как соло-артист. Впрочем, музыка Zoot — как собственного сочинения, так и в этом оригинальном битловском кавере — не имеет с его зрелыми записями практически ничего общего.

Yellow Magic Orchesra. Фото: Fin Costello / Redferns / Getty Images
Yellow Magic Orchesra. Фото: Fin Costello / Redferns / Getty Images

Yellow Magic Orchestra — «Day Tripper»

Роботизированный киберпанк-ремейк японского синтипоп-проекта конца 1970-х. В версии песни «Day Tripper» Yellow Magic Orchestra аккуратно укладывают расхристанный битловский рифф в строгую ритмическую сетку, а также топят трек в электронных спецэффектах. Лучшие из них — контролируемое ритенуто перед вторым куплетом и в финале, а также писклявая морзянка коды.

Отвязная ленноновская история, таким образом, оказывается помещена в яркие футуристические декорации; композиция и сейчас, спустя более чем 40 лет после издания, кажется опередившей время, что, впрочем, справедливо и для всего альбома, в который она вошла, — «Solid State Survivor» 1979 года.

Sonic Youth — «Within You Without You»

Не самый очевидный выбор для кавер-версии с альбома «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», но американские нойз-рокеры Sonic Youth знали, что делают. Их музыка и сама по себе нередко основывалась на принципе дроуна, или дрона — единственного основного тона, непрерывно звучащего на протяжении всей музыкальной композиции или ее долгого отрывка.

Тот же принцип лежит и в основе многих произведений традиционной индийской музыки, которой живо интересовался Джордж Харрисон при сочинении «Within You Without You» и некоторых других песен The Beatles. Показательно, что в версии Sonic Youth нет ситара и таблы, она сыграна полностью на западных инструментах и все равно звучит экзотически-ориентально, как и положено.  

Laibach. Фото: Mick Hutson / Redferns / Getty Images
Laibach. Фото: Mick Hutson / Redferns / Getty Images

Laibach — «Across the Universe»

Грань между издевательской пародией и постмодернистской деконструкцией порой зыбка и эфемерна — словенская группа Laibach знает об этом не понаслышке. В 1988 году музыканты, которым в будущем предстояло сделать еще немало проектов на грани фола, в том числе, например, выступить с концертом в КНДР, записали свою версию альбома «Let It Be», переплавив, скажем, легкую «Get Back» в произведение индустриального гротеска и насытив «Two of Us» оперным пафосом.

По прошествии лет, однако, лучшим фрагментом с пластинки кажется «Across the Universe», исполненная почти а капелла, с детским хором и скупым клавесинным аккомпанементом и при этом на удивление близко к тексту. Получается что-то вроде The Beatles в стиле ethereal wave.

Danielle Dax — «Tomorrow Never Knows»

Расцвет электронной сцены Великобритании на рубеже 1980—1990-х сравнивали с психоделической эпохой 1960-х, в общественный лексикон был даже вброшен термин «второе Лето любви». Оставалось связать две ниточки сугубо музыкальными средствами, что и сделала Даниэль Дакс, дива экспериментального постпанка 1980-х, задумавшаяся к концу десятилетия об интеграции в мейнстрим. В ее альбоме «Blast the Human Flower», мимо которого не прошел и телеканал MTV, содержался в числе прочего кавер на вечнозеленую битловскую классику — психоделический шедевр «Tomorrow Never Knows».

В соответствии с духом времени ленноновские мантры здесь оказались положены на четкий и прыгучий электронный бит в стиле манчестерской волны, связанной с именами таких проектов, как Stone Roses или Happy Mondays.

Автор: Лев Ганкин