Найти тему
Владимир Чичирин

Как продвигать свою книгу? Как работает выбор читателя и один практический совет.

Что делает книгу привлекательной для читателя? Читателя, который вас еще не знает? Читателя, который может сделать вам тираж? На знакомых тираж не сделать. На коллегах тоже. Как сделать книгу заметной для новой аудитории? Можно конечно завесить страну плакатами, гонять ролики на ящике и купить всех блоггеров. Но не хочется тратить ваше внимание на фантазии. Бюджета нет и никто его не выделит. И издательство не союзник. Об этом много говорил. Наверное хватит. Пора про то, что работает и как.

Обложка? Ну да. Она может привлечь внимание. Обложка+название? Это сложнее уже обеспечить, но тоже да. Обложка+название+аннотация? Тоже да. Но еще сложнее. Потому, что по отдельности не работает. Работает именно в этой последовательности и без потери внимания на каждом элементе.

Ну а дальше стоп. Книгу еще даже не открыли. И скорее всего не откроют. Запомнить могут, но не откроют.

Почему так и как продвинуться дальше?
Любую книгу покупают для того, чтобы хорошо провести свободное время или провести время с пользой. И конкуренция за это «хорошее время» у новичка (а для новой аудитории все новички) писателя происходит со всем, что предложено вниманию человека. Это известные авторы, знаменитые авторы, кино, сериалы, ютуб каналы, подкасты, телевидение, социальные сети и тД. И среди всего этого вы на общих правах. А народу надо найти свое «хорошее время» как можно быстрее и с гарантией качества до того, как попробовали. Почему до? Да просто потому, что такая возможность есть. Я точно знаю, что могу получить от Хемингуэя до того как прочту его книгу. Я точно знаю, что получу, если потрачу время на прочтение книги от Донцовой или Водолазкина. Или, если посмотрю фильмы с Оскаром в руках. Или даже если пересмотрю «Назад в будущее». А что я получу от обложки с хорошей аннотацией от неизвестного мне автора я не знаю. И тратить время на изучение у меня желания нет. Нет у меня времени. Я работаю. И зачем, если могу изучить нет ли у известного мне автора чего-то, что еще не читал или что там из посмотреть? Вероятность удовлетворить мое желание получить «хорошее время» значительно выше. Черт его знает, может у этого товарища с хорошей обложкой и начало неплохое, но потом будет фигня. Я же не читал. А ошибиться в результате ожидания не хочется.

Что есть критерии для читателя что книга от неизвестного автора может быть хорошей? Он только один - что от книги в восторге люди, которых я знаю и которым доверяю. Если тут тишина - то обложка не поможет. И это не критики. Критики для продвинутых. Большинство простых потенциальных читателей критиков и книжных блогеров не читают. Это длинный, скучный и не гарантированный путь.

Но есть еще критерии хорошей книги. Они поражают своей очевидностью. Как пишет автор и о чем. Стиль и темы. Ну еще жанр, в меньшей степени. Как проинформировать читателя какой у вас стиль и какие темы/идеи/позиции /концепции вы выражаете в своем творчестве до того как книгу прочтут? Рекламой? Да нет такого формата рекламы, который потянет все это мне обьяснить и удержать внимание.

Но есть вы и ваши социальные сети. И если писатель пишет, что у него вышла такая-то книга и она прекрасна, то и ожидание у меня будет такое же от книги. Банальщина/ прямолинейщина. Что он может написать, если тут он о собственной книге ничего написать не может? Никакого креатива. Если писатель пишет, что люди не читают или издатели/критики/редакторы/маркетологи плохие, то читатель в этом видит, что книги автора отстой, а сам автор страшная зануда. Ну какую книгу он может написать? Или общается он в своих сетях на свои производственные темы. Мне, как читателю, тут делать нечего. Я инженер. Или врач. И менеджер какой-то. Если автор исключительно идет по хайпу, то такую аудиторию он и соберет. Может быть. Не факт.

Писать надо не о книге!!! Не о рынке!!! Не о читателях!!! Не о том, что интересно только коллегам по рынку!!!
Писать надо о чем угодно, что может интересовать вашего читателя и вас. О том, что раскрывает ваш стиль, о темах и смыслах, которые вы затрагиваете в книгах своих без привязки к книге. Да хоть про погоду, но по своему. Что тоже дает представление о вашем чувстве юмора, или серьезности, или человечности, или самоиронии, или агрессивности, или легкости, или романтичности, или хрен знает еще о чем. О том, что формирует ожидание от вашей книги. Это все автоматом перенесется на мнение о вашей книге до ее прочтения. А потом , в какой-то момент, просто напишите: «А у меня книга вышла. Вот с такой обложкой.»
Всем аудитории!