Проблема пенсионной системы России не в возрасте пенсионеров, проблема в том, что это за система. Фактически в России работающие оплачивают пенсии пенсионерам как через взносы в пенсионный фонд, так и через другие налоги (денег от взносов не хватает, и федеральный бюджет часть собранных иных налогов также отправляет в ПФ на покрытие его дефицита).
Иначе говоря, сложившаяся исторически порочная система никуда не делась и не девается, как ее внешне не переобзывай: пенсионными баллами, трудовыми пенсиями и прочей шелухой. И размер пенсии в этой порочной системе никак не зависит от того, как человек трудился, сколько налогов платил во время своей трудовой деятельности, сколько зарабатывал и сколько тратил, и что из этого он показывал государству, а что скрывал. Размер зависит только от того, сколько государству удастся собрать с тех, кто будет работать в тот момент, когда человек выйдет на пенсию.
В современной России пытались провести пенсионную реформу, по которой каждый человек сам бы копил на свою пенсию, и жизнь его на пенсии зависела бы от его предыдущей трудовой деятельности. Однако, эти попытки были даже не половинчатыми, а скорее «четвертинчатыми», поскольку в накопления предполагалось отправлять только четверть (или даже меньше) взносов, собираемых с зарплаты будущего пенсионера. «Реформаторы» либо не очень понимали (что маловероятно, учитывая их научные регалии и, как минимум, экономическое образование) или просто не смогли найти способ преодолеть главную проблему перехода от распределительной пенсионной системы к персональной: пожизненное финансирование участников распределительной системы при том, что работающие уже будут копить на свою персональную пенсию и не будут участвовать в финансировании пенсии текущих пенсионеров. Попытались применить «четвертинчатое» решение, которое, естественно, провалилось: четверть- на накопление, остальное – в распределение между текущими пенсионерами. И, кроме того, государство не смогло пройти мимо персональных пенсионных накоплений, и вот уже несколько лет изымает их в бюджет распределительной системы Пенсионного фонда.
Самая большая проблема России и ее пенсионной системы, это исторически сложившиеся социальные ожидания населения, которое, вследствие длившегося более 70 лет социализма, настолько отвыкло нести за себя ответственность, перекладывая ее на государство, и потому не способно окончательно перейти в новый капиталистический уклад. Форма экономики – капитализм, а форма сознания населения – социализм. Чтобы сдвиг произошел в сознании людей, нужен длительный процесс, смена нескольких поколений. И суть затеянной реформы с изменением пенсионного возраста – это просто нежелание руководства страны взять на себя ответственность за начало движения к соответствию сознания общества существующим реалиям. По сути, увеличивая пенсионный возраст, мы «рубим хвост по частям». Причем болезненно. Очень болезненно! И этот процесс не остановится на текущих цифрах пенсионного возраста. Уже лет через 10 при отсутствии реальных реформ возраст придется поднимать еще раз, а потом еще и еще! Хвост будет продолжать рубиться!
И ведь сегодня выход есть! И он вовсе не в повышении возраста!
Он - в реальной реформе: в переходе от распределительной системы к системе, при которой каждый отвечает сам за себя и за свою пенсию. Накопленные и продолжающие поступать в национальные фонды средства нужно направлять на закрытие разрыва пенсионных средств.
Просто нужно установить возрастную границу, например, для рожденных после 1990 года (тридцатилетних). И сказать им: вот ваши персональные пенсионные счета, вот инструменты инвестирования средств, вот государственный контроль за добросовестностью профессиональных участников рынка, работающих с вашими пенсионными накоплениями. Куда хотите, туда и направляйте ваши пенсионные накопления, государство их больше изымать не будет, но и вы можете рассчитывать только на то, что сами накопите. Возраст, когда вы выйдете на пенсию, можете определить себе сами, но помните, что содержать на пенсии вы тоже будете себя сами со своих пенсионных счетов.
Людям в возрасте от 30 до, например, 45 (тем, кто может успеть, а может и не успеть накопить на безбедную старость) можно предоставить выбор: хотите, можете участвовать в пенсионной системе как более молодые, то есть персонально и самостоятельно, а хотите, как сейчас, когда государство распределяет пенсии в соответствии с «пенсионными баллами». И на пенсию вы пойдете тогда, когда скажет государство, сейчас, например, планируется, что в 60-65, но эти правила могут поменяться.
Людям старше 45 (они просто ничего не успеют накопить) предлагается только продолжать существовать в той системе, которая есть сейчас.
Деньги, которые выпадут из распределительной пенсионной системы, из-за «молодых» и готовых самим за себя отвечать «средневозрастных», следует компенсировать из накопленных фондов национального благосостояния.
При этом следует отметить, что эти деньги не выпадут из экономики, потому что пенсионеры будут продолжать их тратить (т.е. эти деньги будут участвовать в потребительском рынке), а те деньги, что будут собираться «молодыми» на их пенсионных счетах, станут так необходимыми средствами инвестирования в национальную экономику.
Таким образом, деньги из национальных фондов не просто придут в экономику, как это сейчас предлагается, а придут в экономику, способствуя проведению реальной пенсионной реформы, в результате которой пенсионеры через 2-3 поколения будут содержать себя сами, за счет того, как они трудились в работоспособном возрасте. И в то же время, поколения, привыкшие к распределительному социализму смогут дожить в тех условиях, к которым они сейчас адаптировались.
Читайте, как это можно сделать.
Альтернатива в «покусочном отрубании хвоста» рано или поздно приведет к «гангрене» экономики и социальным взрывам.
Понравилось - высказывайтесь, подписывайтесь на канал, не понравилось - прокомментируйте и предложите свое видение.