Интернет-журнал TheMateria.pro взял интервью у одного из самых известных предпринимателей в креативной индустрии — Виталия Быкова
О работе:
Мы – креативное агентство. Мы не первое, мы независимое.
Мы продаем, в основном, идеи, а как следствие – производство этих идей, то есть за идеи нам платят, но не так много, как за производство.
А почему обращаются к нам? Ну, потому что больше не к кому обратиться.
В 2005 году, когда мы открыли компанию, в интернете было 6 миллионов человек, сейчас в России где-то 70 миллионов. Мы жили в парадигме того, что мы знали, что делают все наши конкуренты. А вот где-то 8 лет назад стало понятно, что объём людей и проектов стал такой большой, что невозможно за всем уследить и знать про все проекты, которые существуют. Вот это довольно прикольная тема, потому что мы буквально были пионерами в создании таких независимых агентств.
У дизайнера нет конца, нет результата. Дизайнеру не нужен результат, дизайнеру нужен процесс, и поэтому тут, в нашем деле, нужны, конечно, менеджер и клиент, которые ставят дедлайны.
Пока весь путь, который я прошёл – это строительство инфраструктуры, и у меня есть миссия в компании: мы создаем инфраструктуру для решения любых творческих задач. Вот и эта миссия, она как бы надолго, навсегда, и я занимаюсь строительством. Но вот вчера приходил Лёша Андреев, и он говорил какую-то цитату интересную, я сейчас попробую её воспроизвести… Типа, «надо работать, а деньги тебя догонят».
Общество создаёт неправильный стереотип, что деньги – это мусор. Вот в творческой среде есть стереотип, что материальное это второстепенное, что на первом плане духовное. На самом деле, это вещи, не противоречащие друг другу: если ты талантливый, креативный, творческий, вдохновляющий создатель, то надо научиться себя продавать.
Я думаю, что я всё в этой жизни сделал правильно, своевременно и как надо. Не имея денег, не имея каких-то там связей, мне удалось как-то построить в 25 лет компанию и я думаю, что это успешно и, ну... хорошо.
Я бы, конечно, хотел, чтобы проекты мои жили долго, но в нашей отрасли это невозможно. Смысл нашего бизнеса в том, что мы постоянно делаем что-то новое.
Мы делаем идеи и это – нематериальный мир.
О материальном:
У меня была такая странная, больная идея: когда я ехал за границу, я привозил два чемодана одежды себе и жене, и, типа, идея была, что я покупаю на год. Но, на самом деле, это неправда, просто покупалось много лишней, ненужной одежды, которую ты не носишь потом в течение года. Так как в России разные сезоны, ты всё равно покупаешь одежду в Москве. Поэтому я от этой концепции отказался, и перешёл к тому, что я покупаю одежду тогда, когда она нужна. То есть, у меня есть пара штанов, пара десятков футболок и пять свитеров – всё. И вся моя одежда умещается в один чемодан, так точно! Единственно, у меня есть проблемы с обувью. У меня 47-й размер ноги, и поэтому обычно, если я встречаю обувь своего размера, и она мне подходит, то я её покупаю. Так как я покупаю качественную обувь, у меня она, прям, очень долго живёт. Поэтому у меня семь пар ботинок, что перебор. Ну, я считаю, что это перебор, но их жалко выкидывать, потому что они все выглядят нормально. Но одежды у меня не много. Более того, я свою всю одежду, которая мне не нравится или которую я мало ношу, отдаю младшему брату. Вот как с детства отдавал, так и отдаю до сих пор.
Нож Мультитул GERBER BALANCE JAW TOOL GREY
Мой мультитул − он реально очень полезный. У меня с ним связана такая история: когда у меня родился ребёнок, где-то через два года, мы вместе с сыном гуляли, и я решил, что мне нужен нож с собой. Потому что я ему делал из палок какие-то кинжалы, или лук мы выстругивали. Я всегда с собой стал носить ножи. И вот этот мультитул я выбрал, как самый удобный для поездок куда-то, он мне реально пригождается. Но вообще, у меня где-то пять ножей разных, которые я ношу с собой всегда. С собой у меня всегда один, но в разных сумках, в разной одежде, у меня может лежать какой-нибудь перочинный нож или мультитул. Потому что это очень удобно и реально мне пригождается в жизни, когда мне нужно что-то открыть, построгать, привернуть. В основном я покупаю мультитулы с инструментом, то есть мне не нож нужен, а инструмент − отвёрточка там, я не знаю. Вот собственно, такая вот короткая история.
Мы с женой достаточно легко относимся к тому, что дети могут у нас брать на кухне ножи. Мы считаем, что они должны соприкасаться с опасными вещами. И вот у меня сын таким мультитулом порезался, когда ему было три года, но это была небольшая ранка, и он научился обращаться с такими предметами. Мы своих детей оберегаем, конечно. Не то, что мы говорим им: «на шило – уколи себя». Мы просто спокойно к этому относимся, мы понимаем, что они могут молотком забивать гвоздь и поранить себе палец. Но мы считаем, что это не страшно.
Именно вот этот мультитул у меня уже года два. Мне нравятся вещи, которые служат долго.
Мне кажется, что сейчас производство достигло такого совершенства, что есть проблема для людей, есть проблема для брендов, что сменяемость вещей происходит не так быстро. Мне кажется наоборот: сейчас вещи стали очень долговечными. У тебя есть утюг дома? Давно ты его купил? Вряд ли ты скоро его поменяешь на новый. Или стиральные машины. Они настолько все совершенные, что там нет никаких новых изобретений. У меня дома стиральной машине точно больше десяти лет. А я помню, лет 15-20 назад люди просто каждый год гнались за сменой вещи.
Рюкзак MOUNTAIN HARDWEAR Cronus 35L Pack
Как-то у меня этот рюкзак прижился и, прям, меня выручает. Я и заграницу с ним езжу, и к клиентам, и он у меня такой универсальный. Не знаю, но я считаю, что это прям такой идеальный рюкзак. То есть, он не очень модный. Но он реально практичный, удобный и я уже три года пытаюсь купить какую-то следующую модель, другой рюкзак, но у меня не получается, а этот всё не выходит из строя. То есть я считаю, что девять лет рюкзаку это очень крутой срок, это удачная покупка. Но конечно сейчас немного другая мода, и я, может быть, посмотрел бы другой фасон, он уже весь истёрся, как рюкзак. Но в целом, он ещё столько же лет прослужит и, может быть, я не куплю новый рюкзак, пока этот не затрётся совсем.
Я бы не сказал, что я прям большой путешественник, но рюкзак объездил за девять лет вот стран двадцать семь или тридцать.
Джинсы G-STARRAW Rackam Tapered Cargo Pants
У меня есть моя любимая марка джинс – это G-STAR RAW, и я всякий раз, когда бываю за границей, если там есть магазин G-STAR, я обязательно захожу и покупаю какие-то джинсы. Я покупаю трое джинс G-STAR в год.
Мне очень нравится их дизайн, мне очень нравится их стиль − такой милитари, который мне симпатичен. Но у меня есть какие-то удачные модели которые я не могу сносить долгие годы, а есть джинсы, которые истираются за быстрый срок, поэтому я их заменяю на новые. И вот даже эти вот штаны, а не джинсы я купил буквально недавно пару месяцев назад, потому что у меня закончились джинсы предыдущие, и я решил себе купить новые штаны. Но это была какая-то абсолютно не импульсивная, а очень осознанная покупка. Долго я выбирал, и выбрал по интернету, мне везли эти штаны несколько недель, может быть пару недель. Мне очень нравится эта марка, я на неё подсел, наверное, с 2009 года, когда первый раз встретил эту марку в Нью-Йорке. С тех пор ношу восемь лет практически только G-STAR или DIESEL. Вот у меня есть две марки: DIESEL и G-STAR, которые мне нравятся.
Нет, я не скажу, что я шмоточник, у меня есть просто правила какие-то. У меня, например, нет цветной одежды, у меня вся одежда уже несколько лет только чёрная и белая, и мне очень удобно, что я не выбираю одежду, но в рамках черной и белой одежды я могу поизвращаться и покупать какую-то модную одежду, да.
Для меня важно носить то, что мне нравится и то, в чём я себя чувствую комфортно и, конечно, я абсолютно такой же потребитель, как любые другие люди. Мне нравятся брендовые вещи, но для меня важнее не бренд, а то, что этот бренд делает. История бренда мне интересна.
Я могу вдохновляться тем, что делает ZARA, например. То есть, я понимаю, что такое ZARA и знаю историю. Или я могу знать какую-то марку, которой я доверяю и те ценности, которые есть у этой марки, мне симпатичны. Например, в своё время я купил ботинки PARABOOT, это французская фирма, которая специализируется на очень качественной обуви, и она не много её продаёт, и это супер качественная обувь, которая может на всю жизнь быть. У меня есть ценности в одежде и в том, что мне нравится, и я разделяю ценности брендов, если они совпадают с моими. Вот эти вот кроссовки BALENCIAGA, это абсолютно эмоциональная покупка.
Прим. редакции: Кроссовки можно увидеть на Виталии на заглавном снимке статьи.
Я купил их год назад в Каннах, когда был на «Каннских Львах», и мне очень понравились эти кроссовки. Я потратил, на мой взгляд, очень много денег на них, хотя нет рационального объяснения, почему я их купил.
Летняя книга Ротраут Сузанна Бернер
Эта книга на самом деле очень прикольная. Это очень прикольная категория книг, она называется «виммельбух». Таких книг сейчас не очень много в мире. Может, пятьсот или тысяча наименований. Но я считаю, что это тренд на будущее. Эта книга, которую можно бесконечно разглядывать.
И вот именно эта книга, Сюзанна Ротраут Бернер, она очень популярна среди родителей, именно эта книга. И я хотел бы тоже издать свой виммельбух, и мы сейчас в агентстве как раз придумываем книгу. То есть, мы изобретали книгу, и вот это сейчас просто некая отсылка к идее. А та книга, которую я хотел взять на интервью, но не смог, эта книга, которую я издал со своим приятелем, но, к сожалению, её просто здесь нет.
Это проект, где мы собирали пятьсот иллюстраторов. Они рисовали по картинке из любимой сказки, мы выбрали 69 иллюстраций и издали книжку. И в 2005 году получили премию «Книга года». Это крутая книга! У меня, в принципе, с этой книгой связана история создания RED KEDS, потому что на основе этой книги я познакомился со своим партнёром, и мы создали компанию. То есть, я сначала вместе с ним делал проект, а на базе проекта мы создали агентство.
Мы потом, правда, прекрасно расстались, но до сих пор дружим и общаемся.
В 2005 году, когда мы открыли компанию, в интернете было 6 миллионов человек, а сейчас в России где-то 70 миллионов человек. Сейчас в интернете в 10 раз больше людей, чем было 13 лет назад. Когда мы запускали проект, в интернете нечего было смотреть и, соответственно, все наш проект увидели. И для старта компании это был отличный пиар-повод. Все дизайнеры, все люди, которые пользовались интернетом и делали какие-то рейтинговые проекты, они знали, что стартовала такая дизайн студия, которая делает уникальные книги с иллюстраторами. Я думаю, что сейчас повторить эту механику практически невозможно.
Мне кажется, что лет восемь назад я понял, что я не вижу все проекты, которые происходят по рекламе. Мы жили в парадигме того, что мы знали, что делают все наши конкуренты. А вот где-то восемь лет назад стало понятно, что просто объём людей и проектов стал такой большой, что невозможно за всем уследить и знать про все проекты, которые существуют. Вот это довольно прикольная тема, потому что мы буквально были пионерами в создании таких независимых агентств, и нам было очень легко выйти на рынок, мы интуитивно это сделали, но скажем: чтобы сейчас создать агентство такого же масштаба как RED KEDS, нужно в несколько раз больше денег, времени и усилий. В несколько десятков раз больше. Поэтому, кончено, у меня с этой книгой много связано.
Я читаю книги, газеты, если нахожу. Я потребляю разный контент: я слушаю аудио книги, я читаю бумажные книги и я читаю электронные книги одновременно. Я по профессии издатель. И, как бы естественно, у меня есть какая-то любовь к книгам, но я не сказал-бы, что я буквоед или книгочей, я не много книг читаю. Если я в год прослушаю или прочитаю от корки до корки пять книг, то это успех. Пять книг, из которых, может быть, две, условно, нон-фикшн и три художественные. Я имею в виду взрослую литературу, потому что ещё я читаю много детских книг своим детям. Я десятки книг читаю детям.
В 2015 году на сайте ETSY я нашёл девушку-мастера в Нью-Йорке, которая делает клёвые вещи из кожи. Я ей заказал кошелёк и забыл совершенно, что сделал заказ, я его оплатил и забыл. А потом через два месяца я вспомнил, что я сделал заказ, и мне ничего не пришло. Я зашёл на ETSY и написал негативный комментарий, что мне ничего не пришло, а через два дня я обнаружил, что у меня лежит на почте этот кошелёк уже месяц, я просто не заглядывал в почтовый ящик. Я снимаю квартиру и мне, как бы, никто не пишет особо, и я забыл, что приносят не домой, а на почту, такая доставка была. И мне было очень стыдно перед девушкой, потому что она начала писать: «В чём дело? Я вам отправила кошелёк!» Я получил кошелёк, хорошо сделанный, но не мог никак удалить комментарий, и она уже начинала там писать мне такие негативные отзывы: что это за фигня, почему вы мне написали плохой отзыв? У меня понизился рейтинг! Дошло до каких-то странных эмоций, она мне написала: «Вообще-то у меня дедушка из Одессы», − а это уже никак не было связано с делом. Я ей там оставил нормальный отзыв, удалил старый через саппорт. У меня кошелёк остался, и единственное, что у меня за эти годы, за пять лет, порвались нитки, и я сам белыми нитками зашил его. Вот, то есть, эти нитки неоригинальные, это я сам его прошил, потому что он начал разваливаться, а не из-за того, что он плохой. А сам кошелёк остался классным.
Он немножко неказистый, толстый и неудобный, потому что в нём сейчас ничего нет, но при этом он не убиваемый, потому что в нём кожа толщиной с палец и мне он очень нравится. Я сюда ещё прикрепил герб RED KEDS. У нас есть герб и у меня здесь герб RED KEDS.
Что у меня в кошельке? OBED.RU, − в офисе мы всем платим за обеды, мои права, − они мне нужны, потому что я постоянно хожу по клиентам, где есть пропускная система, тройка, мои банковские карты и какая-то мелочь, и наличность. Была фотография детей, но она выпала и дома валяется. Я пытался без кошелька обходиться, но на самом деле это неудобно. Есть много маленьких транзакций, где нужны наличные, например, я хожу на тренировку, там за это плачу наличными, там безналом не принимают, им нужны наличные. У меня с собой всегда есть ключи, кошелек и телефон. Я бы, наверное, первое, от чего с удовольствием бы избавился, это от кошелька, второе − от ключей и оставил бы только телефон.
Заключение:
Я думаю, что вообще понять человека по вещам нельзя, ни по пяти, ни по пятидесяти. Ну, можно, конечно, дать одну какую-то его характеристику. Если у человека всё в квартире в стиле ампир, он ест на золоте, то, наверное, можно представить определённые вкусы этого человека. Но понять человека по вещам довольно сложно.
Можно понять, как человек делает выбор предметов, то есть, он эмоциональный или рациональный выбор делает, если это действительно важные для него вещи.
Материал подготовлен редакцией интернет журнала TheMateria.pro. Подписывайтесь на нас в инстаграмм и фейсбук.