6,6K подписчиков

Знакомьтесь, мой кумир - Людвиг Рельштаб - человек, придумавший Лунную сонату

546 прочитали
Именно с его лёгкой руки, или, точнее сказать языка, за фортепианной сонатой № 14 до-диез минор Людвига ван Бетховена закрепилось на веки вечные название "Лунная".

Именно с его лёгкой руки, или, точнее сказать языка, за фортепианной сонатой № 14 до-диез минор Людвига ван Бетховена закрепилось на веки вечные название "Лунная". Между тем, он высказал сугубо своё личное мнение, ему так послышалась музыка. Ну а то, что другие, не имея своей точки зрения, вот уже 180 лет повторяют на все лады может быть не совсем удачный эпитет, не его вина. Что поделать, если ты лишён воображения начисто.

Но речь не о сонате Бетховена, о ней в другой раз.

В сети Рельштаба почему-то часто называют поэтом-неудачником и посредственным автором. Что совершенно не соответствует истине.

Подумайте сами, стал бы в 1832 году начинающий композитор Роберт Шуман посылать на суд "посредственности" одно из первых своих сочинений? Прекрасно зная, что господин Рельштаб не просто терпеть не может романтиков, а люто их ненавидит, Шуман подобострастно елействует:

Пожеланием, чтобы значительность и свежесть, которыми веет от каждой страницы "Iris", никогда не были утеряны, чтобы Вы могли и впредь мощно подавлять всё пошлое и болезненное, заканчиваю я эти строки, являющие собой первое соприкосновение с достойным глубокого уважения умом.

"Iris" - это журнал, выпускаемый Рельштабом еженедельно в течении одиннадцати лет подряд, причём почти все статьи для "Iris im Gebiete der Tonkunst" ("Радуга музыкального искусства") он писал собственноручно.

Помимо работы в журнале Рельштаб на регулярной основе сотрудничает с газетами, а также пишет романы, стихи, оперные либретто, музыкальные новеллы и огромное количество театральных и музыкальных рецензий.

Острый юмор и саркастическая колкость метафор дважды приводили писателя на тюремные нары.

В марте 1826 года Рельштаб опубликовал дерзкую сатиру под названием "Генриетта, или прекрасная певица. История наших дней, изложенная Фраймундом Цушауером", в котором он разнёс триумфальные берлинские гастроли певицы Генриетты Зонтаг (колоратурное сопрано). Тираж конфисковали, писателя отдали под суд. В итоге он отсидел около трёх месяцев в тюрьме Шпандау.

Этого ему показалось мало. Через год из под его пера появляется ещё более острый и полемический очерк "О моём отношении как критика к господину Спонтини как композитору и генеральному музикдиректору в Берлине вместе с некоторыми веселыми добавлениями".

Гаспаре Спонтини был настолько оскорблён этой статьёй, что в течении долгого времени вёл с писателем судебную войну, и таки сумел засадить его за решётку на несколько месяцев.

Может быть в каких-то моментах Рельштаб серьёзно заблуждался, но делал он это совершенно искренне. У него было своё, пусть жутко консервативное, пусть иной раз непоследовательное, но своё мнение!

По его твёрдому убеждению главным действующим лицом любого произведения должна быть чистая Музыка. Он считал, что в подлинной музыкальной драме (трагедии) всё должно быть понятно без слов.
В операх
Рихарда Вагнера критик обнаруживал, что

... поэт получает недопустимый перевес над музыкантом и разрушает красоту музыки, её органичность.

Любые комментарии и пояснения, даваемые музыке не имеют к ней никакого отношения. В таких костылях нуждается лишь неподготовленный слушатель или бездарный композитор, подменяющий силу музыкального воздействия внешними ассоциациями. Другими словами, долой программность!

Зарождающийся романтизм Рельштаб называл "школой заблуждений" и не скупясь раздавал "оплеухи" Роберту Шуману и особенно Фредерику Шопену:

В поисках раздирающих уши диссонансов, мучительных переходов, режущих модуляций, отвратительных вывихов мелодии и ритма - во всём этом композитор неутомим и, хотелось бы сказать, неистощим. Изыскивается всё, что только можно выдумать, лишь бы продемонстрировать причудливую оригинальность; это, главным образом, необычные тональности, неестественное расположение аккордов, в высшей степени своевольное отношение ко всему, что касается аппликатуры.

Это фрагмент рецензии о мазурках 7-го опуса. А вот что пишет остроумный критик, оценивая шопеновские ноктюрны 9-го опуса:

... там, где Фильд улыбается, г-н Шопен делает оскаленную гримасу, где Фильд вздыхает, г-н Шопен стонет ... Фильд делает к своей пище некую приправу, у г-на Шопена руки полны кайенского перца.

Единственное, что могло не просто расшатать, а полностью обрушить убеждения Рельштаба, так это его художественная впечатлительность. Так, вопреки своей, казалось бы непреклонной непереносимости романтической музыки, писатель попадает под влияние творчества Ференца Листа, написав серию восторженных отзывов и статью-панегирик "Лист - событие общественной жизни".

Живой и непосредственный, сотканный из противоречий, одновременно подозрительный к новичкам и беспощадно обличающий музыкальную рутину, Людвиг Рельштаб был яркой звездой на музыковедческом небосклоне.

Его имя не настолько известное, как имена композиторов, произведения которых он возносил или ниспровергал. Но! В одном моменте он навсегда вошёл в музыкальную историю, когда дал название сонате Бетховена, запрограммировав таким образом миллионы будущих слушателей.

И если за всё это время никто не предложил альтернативного варианта, то может быть Людвиг Рельштаб не далёк от истинного понимания этой музыки?

А теперь расскажите мне, что вы никогда не чувствовали ничего "такого лунного" при прослушивании фортепианной сонаты № 14 до-диез минор Людвига ван Бетховена.

Традиционная несмешная байка:

Один парижский музыкальный критик вымогал у артистов деньги за доброжелательные рецензии. Однажды к нему обратился солист Опера Комик - некий Батель. Он попросил критика написать благосклонную рецензию об исполнении им новой роли в ближайшей премьере, но подчеркнул, что сейчас находится в затруднительном положении; расплатиться сразу не может, однако сторицей рассчитается в следующем месяце. Рецензент великодушно заверил артиста в том, что тот может на него рассчитывать.
Вскоре появилась большая статья, но Батель упоминался лишь в самом конце: "Господин Батель многообещающий артист. Скоро увидим, оправдает он наши надежды или нет!"

При подготовке публикации использовались материалы статьи Даниэля Владимировича Житомирского "Людвиг Рельштаб".

Каталог всех статей, нарративов и видео.

Благодарю всех за лайки, интересные комментарии и репосты в социальных сетях.

При комментировании, пожалуйста, будьте вежливы!