Соглашаясь быть учеником тому или иному человеку (сюда, как модель, входят и отношения психотерапевт - клиент), Вы соглашаетесь на то, что мировоззрение учителя и его интерпретация событий, явлений, внутренних процессов, более ресурсна, чем Ваша собственная, и Вы искренне желаете взять эту модель в качестве руководства к своему дальнейшему жизненном пути.
Современным учителям (и психотерапевтам) нередко приходится сталкиваться со следующей ситуацией: ученик (клиент) на каждую интерпретацию (реплику) того, кого сам же выбрал в учителя (психотерапевты), может сказать: "а я принял себя таким, каков я есть". - "Ну и тогда зачем ты ко мне пришел?" - спросит на это учитель, - "чего ты тут делаешь?"
Другой вариант банальнейшей защиты: на то или иное утверждение (или интерпретацию) учителя, ученик может сказать: "а Вы читали N? - так вот он говорит немножко иначе..." - и далее следует обширный текст, аргументирующий, якобы ссылкой на авторитет, отсутствие необходимости в изменениях или развитии.
Если дело касается точных наук, тут дискуссии уместны и даже приветствуются. Но когда речь идет о внутренних пространствах, о тонких вещах, прежний опыт и знания (ученика) могут препятствовать декларируемому им же движению и развитию. Терпеливый учитель может сказать: "ок, так ты уже умеешь, теперь попробуй по другому, сделай, поживи так, как я говорю" или же "попробуй действовать так, как если бы это было правдой и понаблюдай за результатом".
В древности же учителя выгоняли таковых учеников как неспособных обучаться. Потому что обучиться, означало осознанно принять и усвоить новую модель (мышления, говорения, действия).
Второе условие обучения: усвоенное знание ученик осознанно практикует за пределами аудитории и, - (это приходит не сразу), - искренне желает донести это знание до других людей. Именно в силу этого желания знание усваивается иначе, то есть, эффективнее, чем если ученик приобретает его только "для себя". Точно так и в психотерапии, ее эффективность выше, если человек получает опыт исцеления не только ради себя, но выздоравливает и ради других людей, ближних и дальних, осознавая свою сопричастность им.
И, пожалуй, самое главное условие. Знание переходит глубоко и достаточно быстро, если ученик искренне относится к учителю с почтением и любовью, как меньший к большему.
Некоторые люди обращаются к учителям (терапевтам), на сознательном уровне (вроде бы) с просьбой о знании/исцелении, а на самом деле для того, чтобы аргументированно защитить свою картину реальности, (и порой даже, самоутвердиться за счет учителя) или получить подтверждение, мол, "у меня все ок". В этом случае задача учителя/терапевта, вовремя распознать этот паттерн и указать на него.
Классический пример распознавания, к примеру человек говорит Вам: "ну и разве это можно изменить?" - в ответ Вы можете спросить: "это утверждение, вопрос или просьба?"... И тут обнаруживается, что это просто фраза, не вопрос даже. Еще пример: "ну хорошо, я попробую, если не пойдет..."
Для людей, которые взяли на свои плечи непростой труд обучения (душепопечения) очень важно беречь свой ресурс для тех, кому их присутствие и участие необходимо. Вы нужны миру! Вашим настоящим ученикам, в присутствии которых Ваш дар будет светить еще ярче. Нет смысла вкладываться в людей, которые не имеют настоящего запроса внутри себя, которые закрыты. Поберегите себя для тех, кому Вы действительно нужны.