1991 г. Страна под названием СССР полным ходом идет к своему распаду. Перефразируя известную фразу Барбары Такман - " распада никто не хотел, распад был неизбежен."
В отечественном кинематографе бум. В 1990-91 гг. снимается рекордное количество фильмов - более 500. Если период конца 40-х- начала 50-х именуется в истории советского кино, как "малокартинье", то конец 80-х - начало 90-х можно по аналогии назвать "многокартинье".
"Что не запрещено, то разрешено" - главный идеологический лозунг "перестройки" и руководство к действию. Вдруг все стало можно, кроме того, что предусмотрено Уголовным кодексом. Но вот что делать с этой свободой, никто не знал. И хлынул на экраны поток фильмов о том, чего в стране раньше "не было". О "сексе", валютных проститутках, наркоманских притонах, партийных взяточниках, бандитском "беспределе", армейской "дедовщине", и самое главное о "мафии", которая контролирует в нашей советской стране все и всех.
А так как снимать кинофильмы разрешили не только государственным киностудиям, но и кооперативам, то на зрителя хлынул настоящий вал неподцензурной кинопродукции самого низкого качества. Чтобы заманить зрителя киноподелкам давались самые завлекательные названия. Сплошной, по нынешнему, кликбейт. "Болотная street, или Средство против секса", "Здравия желаю! Или бешеный дембель", "Партийные бега, или Дребедень на мартовских сугробах", "Бунима бу, или хара-кири против Кинг-Конга", "Путана, или Стеклянная роза", «Veniks. Половые щётки","Счастливого рождества в Париже! или "Банда лесбиянок", "Сэнит зон или Б...я!" и "Жизнь-Женщина или Женская тюряга" и т.д. и т.п.
Практически во всех фильмах показывается грязь, мрак, депрессия и абсолютная беспросветность жизни, смачно сдобренная самодельной, пошлой полупорнографией. Надо же показать, что "так дальше жить нельзя" в "этой" непригодной для проживания стране. Да еще мутное и темное качество отечественной пленки "Свема" и "Тасма", усиливает этот депрессивный эффект. Вот и возникает закономерный вопрос - по своему ли разумению эти недоучки и халтурщики снимали свои поганые фильмы или же по чьему-то заданию? Специально они вгоняли советского зрителя в состояние депрессии и возмущения, или же не понимали, что творят?
Хотя, думаю, большинство их "творений" до массового зрителя так и не дошло. Наш зритель тогда смотрел больше оптимистические американские боевики, которые в отличие от отечественных всегда заканчивались хорошо для главных героев, и латиноамериканские слезоточивые сериалы. Такая психотерапия от отечественного "свободного" кинематографа.
Вот нескольких образцов отечественной кинопродукции последнего года существования СССР.
1. "Люк". Совместное производство киностудии им. Горького и Польши. Режиссер Анджей Черницкий, художественный руководитель постановки Кшиштоф Занусси. Люк - это не техническая конструкция в виде рамы и крышки. "Люк" - так в фильме называет себя главный герой, хотя он русский бомж и фамилия у него Тихомиров. Почему он так себя называет, в фильме не объясняется. Может имеется в виду, что по-французски "люк" - светлый. То есть все кругом во мраке, один главный герой белый и пушистый, светлый такой ЛЮК.
Во время милицейской облавы по московским трущобам и развалинам Люка забирают в отделение. А в милиции ему добровольно-принудительно предлагают вместо отсидки за подброшенную ему наркоту, ехать строить автодорогу. А вместе с ним и еще с десяток бомжей. Тут и прораб с этой стройки находится. Милиционер, наверняка, за обеспечение стройки бомжами имеет от прораба навар. Коррупция, одним словом.
Но и на стройке Люку не везет. Чужой он для всех, и для простых работяг, и для бомжей-строителей. Потому, как он ЛЮК - светлый по- французски, а они все темные совки. Плюс он еще и трудового энтузиазма не проявляет, за что работяги его бьют. Сходится он только с местным бомжом по прозвищу Свинопас. У того есть ручной кабанчик, который может отыскивать золотые монеты. А еще свинопас борется со стройкой, потому как дорогу строят по заброшенному кладбищу, а ему это не нравится. Вот он то болты с тракторных колес открутит, то мостик подпилит и автоцистерна в реку упадет. Работяги за это изловят его ученого кабанчика и на шашлык пустят. А Люк, обидевшись за друга, взорвет склад взрывчатых веществ на стройке. Вот такой социальный протест против осквернения православного кладбища со стороны бомжей-партизан.
Вот так. Только два хороших человека и есть в фильме - бомж Свинарь и бомж Люк. Два партизана. Фильм, кстати, снят довольно качественно. Такой среднеевропейский уровень, все-таки руководил постановкой выдающийся польский режиссер Кшиштоф Занусси. Хотя без обнаженной женской натуры и полупорнографических намеков не обошлось.
2. А этот фильм типа политический триллер. С очень завлекательным названием "Ночь длинных ножей", режиссер Ольга Жукова. Никого в этом фильме не режут ножами. Там про другое. Это такая конъюнктурная лента на тему "что-то должно случиться". В стране 1991 год, разгул демократии. Тревожно. Все в ожидании, что ничем хорошим это кончиться не может. Когда же КГБ приступит к исполнению своих обязанностей по защите конституционного строя? Побаловались граждане "демократы" - пора и на нары. Ведь есть же люди, специально этому обученные и настоящие патриоты. А то ведь все заждались. И дождались.
Готовится государственный переворот. Заговорщики из числа военных и сотрудников спецслужб в качестве повода для переворота готовят убийства государственных деятелей наемными киллерами. Потом этих киллеров должны ликвидировать, при этом у киллеров должны обнаружить литературу, доказывающую их причастность к т.н. "демократам." Одним из таких киллеров является Игорь, мастер спорта международного класса по пулевой стрельбе. Его шантажирует тем, что могут причинить вред маленькой дочери. И он вынужден согласиться.
Играет киллера Евгений Герасимов, известный до этого своими ролями комсоргов, милиционеров, чекистов и просто хороших людей. И этот его герой тоже не конченный мерзавец, его вынудили стать киллером. Весь фильм он катается с двумя начинающими "девушками с низкой социальной ответственностью" по злачным местам городского дна. Они попадают в различные неоднозначные ситуации. Конечно же, без самодеятельной полупорнографии не обходится. В итоге между начинающим киллером и начинающей путаной возникает роман. Игорь, естественно, не выполняет задание, какое тут политическое убийство, когда у него взаимная любовь. Он вместе с новой пассией отрываются от гебешной слежки и залегают на дно в сельской местности.
А в городе все тихо и спокойно. Никаких беспорядков. Режиссер фильма Ольга Жукова хвасталась, что из-за этого фильма ГКЧП включил ее в список деятелей культуры, подлежащих изоляции, под номером два, первым номером значился режиссер Сергей Снежкин за фильм "Невозвращенец". А, по-моему, ну кому они были нужны.
3. И еще один фильм режиссера Ольги Жуковой. "Счастливого рождества в Париже или Банда лесбиянок". Этот фильм по праву можно назвать "шедевром" "постперестроечного кино". Образцовая "чернуха" и "мракуха" с переходом в "мокруху" Значит, в каком-то заброшенном доме живет Ирина с маленькой дочкой, которую обучают музыке и французскому языку, и три малолетки 14-15 лет по прозвищу Черныш, Рыжик и Ландыш.
Деньги на существование эта банда добывает грабежом. Малолетки шляются по улицам и ищут клиентов, которые клюнут на юных Лолит. Потом девчушки приводят их к себе в дом, маленько выпивают с клиентами, а потом шарфиком пережимают им сонную артерию, но не насмерть
А после удачного дела девчушки и их мамка предаются мечтам о Париже, как неплохо было бы съездить туда на Рождество. Кстати, они очень любят слушать незабываемую звезду 60-70-х, французского любимца советских слушателей Сальваторе Адамо, с его бессмертной "Tombe la neige". Под нее девчушки так удачно клиентов сознания лишают.
И так бы они жили- не тужили - девчушки клиентов обрабатывают, Бабан их оттаскивает, денежки капают, "На Париж!" скоро накопят, но тут маленькая дочка Ирины Соня решила ускорить процесс.
И начинает она реализовывать свой план. Пока взрослых дома нет, она заманивает Бабана и, насмотревшись как девчонки обращаются с клиентами, то же самое делает и с Бабаном. Мама с девчонками возвращается домой... а дальше не буду, скажут шокирующий контент.
И все это действие происходит в убогих интерьерах, и самодеятельная "обнаженка" тоже в наличии. Вокруг серая промзона с дымящими трубами, все в размытых, грязных тонах на фоне грязного слякотного снега. В общем, в "этой" стране жить нельзя. Только "На Париж!"
Еще статьи о советских и россиских фильмах на нашем канале.
"Аванпост"
"Трудно быть богом"
Пишите комментарии
Ставьте лайки
Подписывайтесь на наш канал