Причем не просто учиться, а так, чтоб он это делал регулярно, без напоминаний и с желанием. Мечта любого родителя, правда?)))
Легче всего это сделать в самом начале школьного пути.
Маленькие дети не просто любят учиться, они делают это ежедневно. Как раз вот так - регулярно, без напоминаний и с желанием. Вообще, познавательный интерес встроен в каждого без исключения!!!
Почему же тогда даже младшие школьники зачастую уже к середине учебного года (а иногда и раньше), начинают отлынивать от выполнения домашних заданий?
Все дело в неправильно сформированном отношении к учебе.
Учеба в младших классах - это не только и не столько про уметь "писать, считать и читать". Начальная школа - это место и время, когда ребенок переходит от игровой деятельности к учебной. И это очень непростой период. Важно его не перескочить, потому что иначе новая деятельность будет "чуждой" вашему маленьком ученику, и он всеми способами будет стремиться ее избегать.
Задача родителей - обеспечить этот переход всеми необходимыми ресурсами:
- УЧЕБНОЕ ПРОСТРАНСТВО.
Для того, чтобы ребенку было проще настроиться на учебу, нужно отдельно обустроенное пространство. Запомните формулу: чтобы изменить внутреннее - нужно изменить внешнее.
Если ваш ребенок будет садиться за уроки среди игрушек, он будет хотеть играть, если будет за обеденным столом, он захочет кушать, вместо того, чтобы выполнять домашнее задание. и т.д.
Итак, чтобы ребенок был готов учить уроки, ему нужен какой-то внешний маркер, который поможет ему настроиться на учебную деятельность. Идеально, когда есть отдельный письменный стол. Его стол. Садясь за который, он будет из ребенка превращаться в "ученика". И за этим столом он может делать только уроки.
- СПЕЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ.
Младшему школьнику очень важно выделить в расписании дня часы, когда он именно уроками занимается. Например, с 15.00 до 16.30. И все. В другое время запрещать ему делать уроки. Все, что угодно, но не уроки. И наоборот, в обозначенное время только уроки. Никаких попить, пописать и т.д.
Вы и только вы, дорогие родители, можете помочь ребенку научиться соблюдать режим. И чем быстрее это сделаете, тем проще вам будет потом. Никаких поблажек. Никаких исключений. В это время только уроки. В другое время никаких уроков.
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Очень важно определить, какой самый лучший результат может создать ваш ребенок на данном этапе. Это правда очень-очень важно.
Есть такое понятие в психологии обучения - зона ближайшего развития (ЗБР). На каждом этапе обучения важно понимать эту самую ЗБР конкретно для вашего ребенка. Например, в самом начале это может быть то, что ребенок сам, без напоминания сел за уроки в нужное время. А потом то, что он перестал отвлекаться в течение этих полутора часов на игрушки, котика и т.д. А потом то, что сам выполнил домашнее задание по письму. А потом то, что вся строчка в прописи очень ровная. А потом то, что несколько строчек написаны ровным почерком. А потом то, что слова без ошибок написаны. А потом...
Уловили суть? Не оценки важны на этом этапе - а то, что с каждым днем, с каждым месяцем ребенок легче, лучше, самостоятельно, без ошибок справляется с выполнением домашних заданий.
Еще раз повторюсь - замечайте не то, как он пишет, как он читает и пр. А то, как он выстраивает свой образовательный процесс. Растет ли с каждым днем/месяцем его желание учиться? Стремится ли он делать уроки самостоятельно? Просит ли увеличить время на выполнение домашних заданий?
Если нет - значит планку ему поставили завышенную. Например, он еще читает по слогам, а с него уже требуют читать с определенной скоростью. При такой постановке либо будет страдать качество чтения, либо чтение станет очень нелюбимым процессом. На всю жизнь.
Так что важно, дорогие родители, научиться правильно расставлять приоритеты. Для себя и для ребенка. Учитывать его ЗБР. В учебе в целом и по каждому предмету отдельно.
- ПОДДЕРЖКА ВЗРОСЛЫХ.
Самый сложный пункт для родителей и самый важный для ребенка. Вообще, маленькие дети учатся через других, у других. Сначала просто копируя взрослого, постепенно добавляя все больше своей индивидуальности.
Если говорить про обучение - ваше отношение к учебе и к результатам учебы является фундаментом для формирования отношения к учебе у младшего школьника. Не бывает такого, что родитель очень радуется тому, как учится ребенок, а ребенок не хочет учиться. Не-бы-ва-ет!
Здесь абсолютно прямая связь.
И если ваш ребенок учится из-под палки, это не он ленивый засранец. Это вам что-то в этом процессе не нравится. На каком-то этапе вы перестали принимать ребенка, точнее его образовательные результаты и "закрепили" установку: учеба - это то, что портит маме настроение.
Конечно, я здесь утрировала сильно. Все намного тоньше и глубже. Но механика формирования желания (или нежелания) учиться именно такая.
Хотите разобраться, что нужно изменить конкретно в вашей ситуации? Записывайтесь на бесплатную диагностическую консультацию через мою профессиональную страничку вКонтакте - https://vk.com/alenavakina.prof
Лайки, вопросы, мнения и репосты приветствуются.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить актуальную и полезную информацию по обучению и воспитанию школьников.
Пусть наши дети будут счастливыми!