Мы живем в удивительное время, когда демографическая ситуация быстро меняется. Средняя продолжительность жизни человека повышается каждые пять лет на один год. Если в 2015 году каждый 12-ый человек был старше 65 лет, то в 2030-ом в этих годах будет каждый 8-ой.
Уже в 2020 году количество пожилых людей, чей возраст более 65 лет, станет больше, чем число детей до 5 лет, а к 2050 году людей старше 65 лет будет вдвое больше, чем детей до 5 лет. А вот количество трудоспособных людей, которыми принято считать людей от 20 до 65 лет, повысится только на 25%, число детей при этом существенно не поменяется. К 2050-му году практически все страны станут «старыми» по среднему возрасту жителей. Примерно в таком состоянии сейчас находится Япония, ведь там почти половине людей больше 50 лет.
Последствия старения прямо сейчас ощущаются в России: на рынке труда сейчас должны работать преимущественно люди из 1990-х годов, чьё количество сравнительно небольшое. Согласно Росстату, в период с 2017 по 2030-е годы число трудоспособных людей уменьшится на 7,7 млн, а вот количество людей старше 60 лет – напротив, только возрастет - 5,5 млн. Соотношение численности данных возрастных групп тоже уменьшится - если сейчас она составляет 3:1, то в будущем будет составлять 2:1.
Пенсионные системы всюду будут испытывать дополнительные сложности из-за перемен в демографии. Ведь во время появления пенсионных систем, они могли запросто испытывать профицит по причине того, что количество трудоспособных было гораздо больше численности пенсионеров, а в некоторых государствах даже использовались ресурсы, полученные от пенсионных доходов, чтобы финансировать другие необходимые вещи.
Старение граждан приводит к ряду неприятных вещей. Растут расходы на лечение и прочие услуги медицины, ведь люди старшего возраста очень часто нуждаются в них. В Германии, Швеции, Великобритании, Испании затраты государства на пенсии и медицинские услуги для пенсионеров в 2010-ом году составляли примерно 15% ВВП, при этом вероятно, что к 2040-му году расходы на эти нужды увеличатся до 20–25% ВВП.
Попытки изменить пенсионные системы также могут оказать негативное воздействие, так как повышение налогов и ставок взносов ведёт к замедлению экономического роста и увеличению безработицы, а уменьшение пенсий может вызвать рост бедности пожилых. Именно поэтому реформы пенсионных систем происходят достаточно редко. (см. статью "Как проходят изменения в пенсиях по всему миру?")
Чтобы финансировать пенсии, России, вероятно, будет необходимо снова увеличивать государственный долг, так как в другом случае пенсии уменьшаться. Другой вариант - "активизация пожилых". Такая политика поможет повысить трудовые ресурсы в России к 2030-му году на 3 млн, что больше, чем повышение пенсионного возраста, которое предоставит 2 млн работающих людей.
В любом случае, люди из ныне живущего поколения станут пенсионерами позже – либо по принуждению, либо по доброй воле, дольше сохраняя трудоспособность.