С первых своих осознанных шагов человечество стремилось описать мир вокруг себя, познать мироздание. Поэтому уже в первобытном обществе помимо вождей, которые руководили охотой и защитой племени, появились жрецы, которые давали простые ответы на сложные вопросы. Появились первые религии, которые обожествляли окружающий мир, все природные явления одухотворялись, формировался так называемый тотемизм и фетишизм. С усложнением общества появилась политеистическая религия, система верований и ритуалов, практиковавшихся в Древнем Египте. На Индийском субконтиненте на основе совокупности религиозных традиций и философских школ, возник индуизм. Человечество постоянно накапливала знания, в Древней Греции начали зарождаться первые научные школы Сократ, Платон, Аристотель и т.д., подошли к описанию мира, используя физические термины. В ответ религиозная идея вводит понятие трансцендентность (от лат. transcendens – выходящий за пределы) отражающее бесконечность Бога, Его запредельность тварному миру, подчеркивающее надмирность Его существования, недоступность человеческому познанию, появляется христианство, которое сформировалась как секта на периферии Римской империи, и постепенно захватила мир.
На юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии под влиянием христианства и восточных духовных практик зародился Ислам, основателем которого стал пророк Мухаммед (570-632 гг.). Мухаммед стал собирать под знамена ислама разрозненные арабские племена и к концу 620-х годов у него это получилось. В то время, когда персы и византийцы резали друг другу глотки, основатель халифата уже задумывался о том, что Аравия - это хорошо, но мало, что истинную веру стоило бы распространить за пределы собственно арабского мира. Первым под удар попала Персия, затем Ислам без сопротивления прошелся по Африке, пересек Пиренеи, захватив Испанию и Португалию, где получил отпор от христиан и отброшен на африканский континент.
В 638 году Иерусалим, священный город для христианской религии, был захвачен мусульманами, а проявляемая поначалу терпимость мусульман к христианам вскоре закончилась. После того, как арабов вытеснили турки-сельджуки, все стало еще хуже — начались гонения и разрушение христианских храмов. К концу X века угроза захвата нависла над Константинополем, столицей Византии. Ее император Алексей I попросил помощи у Папы Римского Урбана II. В ноябре 1095 года в Клермон-Ферране Папа призвал верующих защитить христианские святыни, пообещав каждому отпущение грехов и приложив к плечу крест. Новый поход стал называться «крестовым». В конце лета 1096 года крестоносцы, сборище бедных монахов и разорившихся крестьян, числом около 180 тысяч человек, переправились через Босфор и стали лагерем около Еленополя, на территории турок. Не имея собственных запасов продовольствия, неуправляемые толпы стали грабить местное население. В октябре в течение одного дня все они были перебиты турками, спаслись немногие. В это же время начались сборы в поход высшего сословия. Осенью 1096 года около 300-тысячное войско крестоносцев двинулись в поход. В течение двух с половиной лет крестоносцы с боями и огромными потерями продвигались к городу. Захватив Никею и разбив турок при Дорилее, они двумя колоннами двинулись к Антиохии. Нехватка продовольствия, воды, разнообразные болезни косили армию крестоносцев. К лету 1099 года их осталось около 20 тысяч человек. Из главных вождей к Иерусалиму пришли трое: Готфрид Бульонский, Роберт Нормандский и Раймунд Тулонский.15 июля 1099 года после двухдневного штурма Иерусалим был взят.
Духовной основой европейской экспансии на Восток стала знаменитая Клюнийская реформа X-XI веков: «обновленный» клир считал, что общество должно объединяться вокруг идеи всеобщего спасения и создания достойных условий проживания в границах христианского мира. Истоки движения и в паломничестве. Люди Средневековья всегда хотели воочию увидеть свои духовные ориентиры: побывать в святых местах и дотронуться до реликвий христианского мира.