Картину З.Е. Серебряковой "За туалетом" помнят все, кто бывал в Третьяковской галерее. Да, там нет шёлка и кружев, она кажется такой простой, будто современной (хотя это не так). Но в ней столько света, столько жизни и энергии, что, увидев, не забудешь никогда. А узнав о жизни Серебряковой — тем более.
Это автопортрет. А значит, судьба художницы и судьба модели едины. Поэтому сегодня в рубрике "История одной картины" я расскажу о судьбе женщины, изображённой на ней и, конечно, о самом портрете.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась в имении Нескучное Курской губернии (ныне — Харьковская область) в 1884 году. Её девичья фамилия — Лансере́. Французские корни! Отсюда столь нездешний вид. Француженка. В семье все занимались искусством. Дед, Николай Бенуа, был знаменитым архитектором. Отец, Евгений Лансере — известным скульптором. Мать, Екатерина Николаевна, отлично рисовала. Когда Зинаида начала писать картины, это никого не удивило. Иначе и быть не могло.
В 1905 году Зинаида вышла замуж за двоюродного брата, Бориса Анатольевича Серебрякова, и родила в браке четверых детей (в 1906, 1907, 1912 и 1913 гг.). Жили они в имении, где художница вдоволь занималась творчеством и детьми. До 1917 года семья была счастливой и благополучной. С революцией счастье ушло.
Картина "За туалетом" была написана Серебряковой в 1909 году в усадьбе Нескучное. Это автопортрет. Девушка на картине светится молодостью, свежестью, радостью. Она настолько естественна и жива, что кажется даже нашей современницей. А ведь это ещё дореволюционные времена. Картина редкая для того времени — никакого модернизма, витиеватой утончённости. Просто жизнь, домашняя обстановка. Настоящий реализм.
Портрет был приобретён у автора Советом Третьяковской галереи в 1910 году.
Бусы, духи, пудра, шпильки — это очень дамский портрет. Женственность сквозит в каждой детали — от кокетливого взгляда до гребешка на кончиках волос.
На картине Зинаиде 25 лет. Молодая мама двоих сыновей. Она ещё не знает, что её ждёт. 1914—1917 — годы творческого подъёма. А потом революция, смерть мужа от тифа в 1919 году, срочный побег из имения с детьми и матерью (спасение от грабежа и поджога крестьянами), жизнь в революционном Петрограде, бедность, вечная эмиграция...
Художница не вписалась в революционный художественный стиль. Рисовать агитки и плакаты она не могла. Серебрякова никогда не писала то, что модно. Она творила искусство.
Вслед за роднёй Бенуа в 1924 году Серебрякова поехала в Париж на заработки. Ехала на пару месяцев, а получилось навсегда... В Париже много работала, писала портреты состоятельных людей. Деньги отправляла семье в Россию. Очень тосковала по детям и Родине. Будучи француженкой по национальности, во Франции она чувствовала себя русской.
Полностью воссоединиться с детьми так и не удалось. В 1928 году Советы отпустили к матери только двоих, младшего сына, Александра, и младшую дочь, Екатерину. Старших она увидела только спустя несколько десятилетий, во времена хрущёвской оттепели. Практически перед смертью.
В 1966 году дочь Татьяна организовала персональные выставки в Москве, Киеве и Ленинграде. Экспонировалось более 250 произведений Серебряковой, созданных в России и за границей. Многие работы были приобретены советскими музеями. 21 полотно приобрёл Русский музей. Так к Серебряковой, наконец, пришло давно заслуженное признание. К сожалению, очень поздно.
Через год, в 1967 году, на 83 году жизни Зинаида Серебрякова умерла. Похоронена художница на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Все дети художницы занимались искусством: старший сын, Евгений, стал архитектором, сын Александр и дочери Татьяна и Екатерина — художниками. Последняя из детей, Екатерина, умерла в 2014 году. В Париже.
Как Вы относитесь к творчеству художницы Зинаиды Серебряковой? Нравится ли Вам её автопортрет "За туалетом"?
#картины #автопортрет #художники #художница
Читайте другие статьи о портретах:
- Маленькая красотка эпохи рококо. История одного портрета
- Загадка её портрета. История одной картины
- Портрет графини. История одной картины
- Портрет с живыми глазами. История одной картины