Найти тему
Негодяйские Хроники

Катастрофа

FAR FROM MIND 1995 "Disaster"
FAR FROM MIND 1995 "Disaster"

Дискография, часть 7.

Подробней о том, как появился проект FAR FROM MIND можно прочитать здесь Без ансамбля, часть 1, а сейчас я расскажу историю создания первого краснодарского шумового экспериментального альбома

FAR FROM MIND 1995 "Disaster"

Катастрофа случилась 9 февраля 1995 года. В этот день я очередной раз собрал у себя дома несколько приборов, которые должны были помочь мне сделать новую и по-настоящему экспериментальную запись. Моя конфликтная часть требовала пойти против всех и сделать запись не ради чего-то, а строго наоборот, вопреки всему. Из источников звука у меня был мой собственный Action Bass, проигрыватель пластинок “Вега ЭП-110”, принадлежавший Аяврику, примитивный самодельный ритм-бокс, маленький самодельный микшерный пульт и педаль овердрайва, которые я одолжил у Мартина, гитариста группы ОБРАТНЫЙ ХОД, а также неизвестно откуда появившаяся у меня отечественная педаль «Электроника 12-011», которую я впоследствии использовал для создания странных звуковых эффектов до начала следующего века. Все эти приборы я соединил некоторым образом и одним дублем записал на бытовой кассетный магнитофон 25-минутную шумовую пьесу, названную мною «Реквием на смерть Аяврика». Сам Аяврик служил в то время в армии, а мы прямо очень дружили и я по нему изрядно скучал, и вот таким способом я пытался сублимировать свою грусть-печаль.

Сейчас сложно сказать почему я в тот момент решил пойти по пути почти полного отрицания традиционных музыкальных форм. Фил Волокитин в рецензии на этот альбом четыре года спустя очень метко и едко написал, что «кто-то сказал [мне] что если включить бас через дисторшн, то получится нойз”. И да, именно так это и выглядело со стороны человека, который всерьез уже не первый год занимался шумовой культурой. Да вот только в моем случае все было не так: я действительно самостоятельно придумал нойз-рок как музыкальное направление, и только потом узнал, что его придумали задолго до меня, к тому же многие артисты делают это намного интересней. Но еще раз повторюсь: я находился относительно этих фактов в добросовестном неведении, и пусть изобрел по сути велосипед, причем на редкость убогий, но это был именно мой собственный велосипед.

Обложка кассеты "Disaster" проекта FAR FROM MIND, изданной на Musicmind в 1999 году.
Обложка кассеты "Disaster" проекта FAR FROM MIND, изданной на Musicmind в 1999 году.

Мне сразу же стало понятно, что эту запись никак нельзя привязывать к многострадальному проекту DIRTY SCOUNDREL. Поэтому, имея в виду, что в общем и целом это даже не совсем музыка, и вообще данный материал не годится для прослушивания слабонервными и душевно здоровыми людьми, я на скорую руку назвал новый проект FAR FROM MIND. Себя же самого в рамках проекта решил продолжать называть Dirty Scoundrel, позднее сократив псевдоним до DS. Итак, король умер, да здравствует король! В смысле, почти так и оставшийся виртуальным проект DIRTY SCOUNDREL с этого момента был отправлен в отставку, хотя фрагменты набросков для него, естественно серьезно переработанные, всплывали в записях FAR FROM MIND еще несколько лет.

Запись первой пьесы состоялась, но я понимал, что это не альбом. Для альбома нужно было больше материала. Что я понял в процессе записи: я могу посредством музыкальных и не очень инструментов а также доступных мне приборов создавать весьма странные и местами даже интересные эффекты. И я решил пойти дальше и попробовать сочетать музыкальные темы с немузыкальными звуками. За образец я взял “Obscured By Clouds” PINK FLOYD, одну из любимейших пьес по сей день, и используя наработки только что почившего проекта и новые обретенные навыки слепил по ее образу и подобию композицию, которой дал название “Disaster”. Используя описанный мною в статье Без ансамбля, часть 1 способ записи наложением при помощи двух магнитофонов, 23 и 24 февраля я записал пожалуй единственное произведение, которое вообще оправдывает последующий выход одноименного альбома. Еще чуть позже, 15 мая 1995 года, при помощи того же оборудования я записал третью пьесу, названную “Asscape”, которая впрочем в актив проекта ничего не добавила.

Кто сразу же стал большим поклонником и энтузиастом FAR FROM MIND на начальных стадиях, так это Аяврик. Все эти звуки вызывали у него восторг, да я и сам скорее гордился тогда этой записью, чем наоборот. Сейчас я считаю ее совершенно не обязательной, и отношение свое я особо обозначил, когда не включил материал этого альбома в бокс-сет ранних записей FAR FROM MIND, вышедший в 2007 году. Но тогда, находясь в информационном вакууме – никакого интернета не было, а в официальной прессе про экспериментальную и шумовую музыку никто не писал – я считал себя новатором от музыки.

Оформление для альбома придумал Аяврик. По возвращении из армии он нашел в какой-то газете фотографию, которая скорее всего является продуктом уже появившейся тогда программы Adobe Photoshop, и с помощью своего дружбана Юджина, у которого был свой собственный персональный компьютер – поверьте, очень редкий еще в быту прибор в 1996 году – сверстал обложку, с которой на собственном лэйбле Dead Аяврик Records и начал тиражировать первый в моей жизни официальный музыкальный релиз. Позднее, в 1999 году я переиздал этот альбом в виде кассеты на собственном лэйбле Musicmind, хотя сделал это скорее всего просто для массы: понимание того, что материал здесь слабый и не обязательный у меня к тому времени уже сформировалось.

И конечно же, ниже ссылка на страницу FAR FROM MIND на bandcamp, где альбом "Disaster" можно - хотя это и не обязательно - послушать или скачать в любом удобном формате: FAR FROM MIND 1995 "Disaster".

Продолжение истории экспериментального музыкального проекта FAR FROM MIND читайте в следующей части рубрики "Дискография". Подписывайтесь на мой канал и ставьте палец вверх, чтобы не пропустить новые материалы на эту тему.

Задняя сторона обложки кассеты "Disaster" проекта FAR FROM MIND, изданной на Musicmind в 1999 году.
Задняя сторона обложки кассеты "Disaster" проекта FAR FROM MIND, изданной на Musicmind в 1999 году.