Dragon Mk 1 [Light tank]
Страна производства: Великобритания
Год выпуска: 1922
Производитель: Royal Ordnance Factory/шасси Vickers
Кол-во выпущенных: 2
Шасси Dragon, Medium Artillery Tractor Mk.I
Экипаж: 3
Размеры: 6550х2780х2820 мм
Боевая масса: 10 тонн
Бронирование: 8 мм
Вооружение: .303 Vickers maschine gun MkI, infantry pattern
"Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича — ..." (с) Чехов "Женитьба". Даже не знаю, как назвать этот образец техники - то ли бронекорпус Роллс-Ройс на шасси трактора-тягача, то ли бронированный Роллс-Ройс на гусеницах. Но по любому этот агрегат теснейшим образом связан с историей бронеавтомобилей Rolls-Royce Armored Car.
В конце 1921 года Королевские ВВС (RAF), стремясь сохранить себя как отдельную компоненту вооруженных сил Великобритании, при помощи легенды Ближнего Востока - Лоуренса Аравийского получили задание удержать контроль над подмандатными территориями в современном Ираке и вокруг него. Танковый корпус отдал авиаторам 11 машин Rolls-Royce Armored Car и еще 13 для них построили новых. Но RAF хотел танки, очень хотел танки. Проблемой было то, что реально в Танковом корпусе на начало 20-х годов не было танков, которые можно было использовать в песках аравийских пустынь. Первый послевоенный танк - Vickers Medium начал поступать на вооружение танкового корпуса только в 1923 году, а первый, возможности которого позволяли использовать его в пустынях, вообще ближе к концу 20-х. Но военные авиаторы хотели танки прямо сейчас, иначе Иран, Палестину и Транс-Иорданию не удержать. И еще у RAF не было бюджета на такой сложный объект как танк. Пришлось импровизировать.
В итоге быстрого обсуждения было принято по своему гениальное решение - создать собственный дешевый танк с использованием имеющихся наработок. RAF заказал у Королевского арсенала в 1923 году гусеничную машину на основе артиллерийского тягача «Дракон» (Dragon, Medium Artillery Tractor Mk.I ), используемого Королевской артиллерией и выпускаемого серийно. Шасси и двигатель были разработаны фирмой Виккерс и планировались к применению на новом английском среднем танке. На гусеничное шасси Дракона установили бронированную рубку и башню от Rolls-Royce Armored Car, которые как раз то же были в наличии. Спереди справа было отдельное бронированное отделение управления, а за ним на раму трактора установили бронекорпус Роллс-Ройса без капота. В итоге получился легкий танк с небронированным гусеничным шасси.
Рассказывая о развитии бронетанковой техники, можно придти к этому образцу легкого "танка" и вторым путем, через развитие среднего танка в Британии от "Уиппета", через экспериментальные гусеничные шасси Джонсона, к артиллерийскому тягачу. Но, кажется что в ветке Бронеавтомобиля Роллс-Ройс легкому танку Dragon Mk 1 быть тоже можно, да и главный историограф Британии Дэвид Флэтчер, то же не против, упомянув об этих машинах в книге о броневиках.
Выглядел танк, который условно называют Dragon Mk 1, конечно своеобразно, но дешевому коню в зубы не смотрят, в таком виде машины отправились в Ирак. Можно предположить, что первоначально обе машины были с башнями от Роллс-Ройса, затем одна из машин превратилась в БТР и на ней появилась новая башня, многогранной формы. Через год уже Танковый корпус получил свой первый послевоенный собственный танк, который выпускался крупной серией и который очень сильно походил на "импровизацию" авиаторов, но все таки был настоящим танком, хотя и построенным с оглядкой на решения броневиков Роллс-Ройс, например башня имела такие же скосы по бокам, как и башня бронеавтомобиля. При этом броня у танка была тоньше, чем у бонеавтомобиля.
Два легких "нетанка" отправили в Ирак в распоряжение RAF, где их сравнили с оригиналом - броневиками Роллс-Ройс и признали почти бесполезными. Несмотря на большую массу и высокую проходимость броневое отделение оставалось очень маленьким, а вооружение в виде одного пулемета очень слабым для машины такой массы. Поэтому обе машины планировали использовать в качестве неподвижных огневых постов. Машины были приписаны к 1-й броневой части RAF ( No 1 Armoured Car Company ) и хранились в парке авиабазы Хаббаная (RAF Habbaniya). Машины получили имена собственные, и если бронеавтомобили в частях RAF назывались HMAC - Her Majesty Armored Car, то бронированные Драконы стали называться - HMAT ( Her Majesty Armored Tank) Морж (Walrus) и Тюлень (Seal). В основном бронемашины служили фоном для фотографирования летчиков.
Но через 18 лет в мае 1941 года оба танка стали героями Англо-Иракской войны, короткой и беспощадной для иракцев. 17 апреля руководитель переворота Рашид Али (Rashid Ali al Gaylani) от имени «Правительства национальной обороны» Ирака обратился к нацистской Германии за военной помощью в случае войны с Британией. Поддерживавшие Англию политики бежали из Багдада. 1 мая иракские войска двинулись к авиабазе Хаббаная, где укрепились англичане располагавшие 18 броневиками Роллс-Ройс и 2-мя танками "Дракон". Со стороны Ирака к наступлению готовились 9000 военнослужащих регулярных войск усиленных ополченцами, 50 орудий, лёгкие итальянские танки FIAT CV3/35 и переданные англичанами броневики «Кросслей». Со стороны англичан авиабазу держали 1000 военнослужащих Королевских ВВС и 350 пехотинцев, кроме них в «туземных» ротах было еще примерно 1200 иракских и ассирийских полицейских. Англичане могли рассчитывать только на четыре роты ассирийских христиан, которые не переносили иракцев. Тут и пригодились танки. Обе машины и HMT Walrus, и HMT Seal, были выдвинуты к воротам и стали настоящими Gate-guard по дороге на Багдад, где пулеметным огнем удерживали иракцев на расстоянии от авиабазы,
2 мая англичане начали бомбардировки осаждавших войск, в том числе с тяжелых бомбардировщиков, первые удары пришлись на время намаза и полностью деморализовали арабов. Осажденные на авиабазе непрырывно контатаковали, и в тоге 6 мая, бросая технику и оружие иракская армия стремительно начала отходить к Багдаду. Понятно, что помощи от немцев они не успели дождаться. Были брошены один итальянский танк и 10 броневиков Crossley Mk I. За один только день 6 мая было захвачено 408 пленных. Количество убитых иракских военных оценивалось от 500 до 1000 человек. Потери англичан за дни осады — 13 убитых, 21 тяжелораненный и 4 вышедших из строя из-за боевых психических травм.
В декабре 1941 года HMAT Seal был перестроен в бронетранспортер. Вместо бронекорпуса Роллс-Ройса установили сварное коробчатой формы десантное отделение, с бойницами в бортах для стрельбы из личного оружия.
После победы в скоротечной войне история двух Драконов теряется, скорее всего они благополучно достояли в гаражах до конца войны, а после нее были утилизированы, ни военной, ни исторической ценности в них не видели.
Источник:
Two Dragons, or a Seal and a Walrus 08 September 2014 By Bryan Legate ( https://www.rafmuseum.org.uk/blog/two-dragons-or-a-seal-and-a-walrus/ )