Найти в Дзене
Remont1969

Путь Роллс-Ройса. Часть 16. Dragon Mk I. 1922. Дракон в броне или Rolls-Royce AC на гусеницах. Импровизированные танки RAF.

Dragon Mk 1 [Light tank]

Страна производства: Великобритания

Год выпуска: 1922

Производитель: Royal Ordnance Factory/шасси Vickers

Кол-во выпущенных: 2

Шасси Dragon, Medium Artillery Tractor Mk.I

Экипаж: 3

Размеры: 6550х2780х2820 мм

Боевая масса: 10 тонн

Бронирование: 8 мм

Вооружение: .303 Vickers maschine gun MkI, infantry pattern

Танк на шасси Dragon, Medium Artillery Tractor Mk.I  (с этого ракурса хорошо видно, что использовалось от бронеавтомобиля
Танк на шасси Dragon, Medium Artillery Tractor Mk.I (с этого ракурса хорошо видно, что использовалось от бронеавтомобиля
"Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича — ..." (с) Чехов "Женитьба". Даже не знаю, как назвать этот образец техники - то ли бронекорпус Роллс-Ройс на шасси трактора-тягача, то ли бронированный Роллс-Ройс на гусеницах. Но по любому этот агрегат теснейшим образом связан с историей бронеавтомобилей Rolls-Royce Armored Car.

В конце 1921 года Королевские ВВС (RAF), стремясь сохранить себя как отдельную компоненту вооруженных сил Великобритании, при помощи легенды Ближнего Востока - Лоуренса Аравийского получили задание удержать контроль над подмандатными территориями в современном Ираке и вокруг него. Танковый корпус отдал авиаторам 11 машин Rolls-Royce Armored Car и еще 13 для них построили новых. Но RAF хотел танки, очень хотел танки. Проблемой было то, что реально в Танковом корпусе на начало 20-х годов не было танков, которые можно было использовать в песках аравийских пустынь. Первый послевоенный танк - Vickers Medium начал поступать на вооружение танкового корпуса только в 1923 году, а первый, возможности которого позволяли использовать его в пустынях, вообще ближе к концу 20-х. Но военные авиаторы хотели танки прямо сейчас, иначе Иран, Палестину и Транс-Иорданию не удержать. И еще у RAF не было бюджета на такой сложный объект как танк. Пришлось импровизировать.

Артиллерийский тягач Dragon, Medium Artillery Tractor Mk.I
Артиллерийский тягач Dragon, Medium Artillery Tractor Mk.I

В итоге быстрого обсуждения было принято по своему гениальное решение - создать собственный дешевый танк с использованием имеющихся наработок. RAF заказал у Королевского арсенала в 1923 году гусеничную машину на основе артиллерийского тягача «Дракон» (Dragon, Medium Artillery Tractor Mk.I ), используемого Королевской артиллерией и выпускаемого серийно. Шасси и двигатель были разработаны фирмой Виккерс и планировались к применению на новом английском среднем танке. На гусеничное шасси Дракона установили бронированную рубку и башню от Rolls-Royce Armored Car, которые как раз то же были в наличии. Спереди справа было отдельное бронированное отделение управления, а за ним на раму трактора установили бронекорпус Роллс-Ройса без капота. В итоге получился легкий танк с небронированным гусеничным шасси.

Рассказывая о развитии бронетанковой техники, можно придти к этому образцу легкого "танка" и вторым путем, через развитие среднего танка в Британии от "Уиппета", через экспериментальные гусеничные шасси Джонсона, к артиллерийскому тягачу. Но, кажется что в ветке Бронеавтомобиля Роллс-Ройс легкому танку Dragon Mk 1 быть тоже можно, да и главный историограф Британии Дэвид Флэтчер, то же не против, упомянув об этих машинах в книге о броневиках.
-4

Выглядел танк, который условно называют Dragon Mk 1, конечно своеобразно, но дешевому коню в зубы не смотрят, в таком виде машины отправились в Ирак. Можно предположить, что первоначально обе машины были с башнями от Роллс-Ройса, затем одна из машин превратилась в БТР и на ней появилась новая башня, многогранной формы. Через год уже Танковый корпус получил свой первый послевоенный собственный танк, который выпускался крупной серией и который очень сильно походил на "импровизацию" авиаторов, но все таки был настоящим танком, хотя и построенным с оглядкой на решения броневиков Роллс-Ройс, например башня имела такие же скосы по бокам, как и башня бронеавтомобиля. При этом броня у танка была тоньше, чем у бонеавтомобиля.

Танк Vickers Medium Mark I образца 1923.
Танк Vickers Medium Mark I образца 1923.

Два легких "нетанка" отправили в Ирак в распоряжение RAF, где их сравнили с оригиналом - броневиками Роллс-Ройс и признали почти бесполезными. Несмотря на большую массу и высокую проходимость броневое отделение оставалось очень маленьким, а вооружение в виде одного пулемета очень слабым для машины такой массы. Поэтому обе машины планировали использовать в качестве неподвижных огневых постов. Машины были приписаны к 1-й броневой части RAF ( No 1 Armoured Car Company ) и хранились в парке авиабазы Хаббаная (RAF Habbaniya). Машины получили имена собственные, и если бронеавтомобили в частях RAF назывались HMAC - Her Majesty Armored Car, то бронированные Драконы стали называться - HMAT ( Her Majesty Armored Tank) Морж (Walrus) и Тюлень (Seal). В основном бронемашины служили фоном для фотографирования летчиков.

-6
Но через 18 лет в мае 1941 года оба танка стали героями Англо-Иракской войны, короткой и беспощадной для иракцев. 17 апреля руководитель переворота Рашид Али (Rashid Ali al Gaylani) от имени «Правительства национальной обороны» Ирака обратился к нацистской Германии за военной помощью в случае войны с Британией. Поддерживавшие Англию политики бежали из Багдада. 1 мая иракские войска двинулись к авиабазе Хаббаная, где укрепились англичане располагавшие 18 броневиками Роллс-Ройс и 2-мя танками "Дракон". Со стороны Ирака к наступлению готовились 9000 военнослужащих регулярных войск усиленных ополченцами, 50 орудий, лёгкие итальянские танки FIAT CV3/35 и переданные англичанами броневики «Кросслей». Со стороны англичан авиабазу держали 1000 военнослужащих Королевских ВВС и 350 пехотинцев, кроме них в «туземных» ротах было еще примерно 1200 иракских и ассирийских полицейских. Англичане могли рассчитывать только на четыре роты ассирийских христиан, которые не переносили иракцев. Тут и пригодились танки. Обе машины и HMT Walrus, и HMT Seal, были выдвинуты к воротам и стали настоящими Gate-guard по дороге на Багдад, где пулеметным огнем удерживали иракцев на расстоянии от авиабазы,
-7
2 мая англичане начали бомбардировки осаждавших войск, в том числе с тяжелых бомбардировщиков, первые удары пришлись на время намаза и полностью деморализовали арабов. Осажденные на авиабазе непрырывно контатаковали, и в тоге 6 мая, бросая технику и оружие иракская армия стремительно начала отходить к Багдаду. Понятно, что помощи от немцев они не успели дождаться. Были брошены один итальянский танк и 10 броневиков Crossley Mk I. За один только день 6 мая было захвачено 408 пленных. Количество убитых иракских военных оценивалось от 500 до 1000 человек. Потери англичан за дни осады — 13 убитых, 21 тяжелораненный и 4 вышедших из строя из-за боевых психических травм.

В декабре 1941 года HMAT Seal был перестроен в бронетранспортер. Вместо бронекорпуса Роллс-Ройса установили сварное коробчатой формы десантное отделение, с бойницами в бортах для стрельбы из личного оружия.

-8

После победы в скоротечной войне история двух Драконов теряется, скорее всего они благополучно достояли в гаражах до конца войны, а после нее были утилизированы, ни военной, ни исторической ценности в них не видели.

Танк и БТР на шасси Dragon Dragon, Medium Artillery Tractor Mk.I
Танк и БТР на шасси Dragon Dragon, Medium Artillery Tractor Mk.I

Источник:

Two Dragons, or a Seal and a Walrus 08 September 2014 By Bryan Legate ( https://www.rafmuseum.org.uk/blog/two-dragons-or-a-seal-and-a-walrus/ )

https://shushpanzer-ru.livejournal.com/2558751.html