В разгар Первой русской революции, император Николай II, идя на поводу у либералов и левых интеллигентов, 17 октября 1905 года совершил то, что, станет началом конца Российской империи и русской монархии. Император подписал манифест о наделении населения Российской империи гражданскими правами и свободами. Казалось бы правильное и своевременное, десятилетиями выстраданное решение, которое должно было поднять престиж Николая Александровича и облагодетельствовать народ, укрепить империю и упрочить гражданский мир, на деле способствовало тому, что во власть стали пробираться разжигатели смуты. В манифесте говорилось и о создании наделенной законодательными полномочиями Государственной Думы. В соответствии с манифестом все население страны было разделено на четыре избирательные группы – курии. Курии, созданные по принципу принадлежности к определенному сословию, были не равными. В привилегированном положении находились помещики и буржуазия, а крестьяне и рабочие - в худшем. Некоторые слои населения (женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет и др.) вообще не могли участвовать в выборах. Тем не менее, это был первый шаг на длительном и нелегком пути становления и оформления российского парламентаризма. 27 апреля 1906 года состоялось торжественное открытие I Государственной думы. Состав Думы был довольно демократическим: хотя социал-демократы (большевики) и эсеры бойкотировали выборы, но большинство мест в Думе досталось «трудовикам» - депутатам, представлявшим интересы крестьянства и конституционным демократам (кадетам) – демократической партии.
I Государственная Дума просуществовала недолго – с 27 апреля по 9 июля 1906 года, не проработав и двух с половиной месяцев. Правительство обвинило Думу в революционных замыслах, и распустила ее.
20 февраля 1907 года к работе преступил второй созыв Государственной Думы. Благодаря тому, что в выборах приняли участие социал-демократы и эсеры, Дума практически полностью была левацкой. Этот созыв проработал около трех с половиной месяцев.
3 июня 1907 года II Государственная Дума была распущена. После этого был принят новый избирательный закон.
Следующая Государственная Дума начала свою работу 1 ноября 1907 года. Это была так называемая "реакционная Дума", так как наибольшее представительство в ней имели депутаты от буржуазных и монархических партий.
Демократическое крыло было представлено небольшим количеством депутатов от кадетов и всего девятнадцатью социал-демократами. Депутатом III Государственной Думы от забайкальского казачества был избран социал-демократ, наш земляк – Авив Войлошников.
Войлошников Авив Андрианович родился в 1877 году в Цаган-Олуйской станице. В Чите закончил военно-фельдшерскую школу, служил в воинском гарнизоне Читы. Он охотно оказывал медицинскую помощь крестьянам и казакам Карповки, Засопки и других сел, деревень, поселков и станиц в окрестностях Читы и вскоре завоевал у них большую популярность. В это же время он стал членом РСДРП. Участвовал в событиях Первой российской революции - за хранение шрифта подпольной типографии в 1906 года был подвергнут суду. После суда вернулся в Цаган-Олуй, занимался хлебопашеством и медициной. После избрания депутатом Государственной Думы Войлошников вошел в немногочисленную фракцию социал-демократов. Члены фракции распределили между собой основные вопросы, и он чаще всего выступал по вопросам аграрной и переселенческой политики, о воинской повинности, о тяжести казачьей службы, о кабинетском землевладении. Выступая в Думе по поводу воинской повинности, Войлошников говорил об использовании господствующими классами армии в полицейских целях, за что был исключен на 15 заседаний. В. И. Ленин в нескольких своих статьях упоминает о А. А. Войлошникове, как свидетеле деятельности царской администрации в регионах, ссылается на его выступления на заседаниях Думы, цитирует его речь.
Войлошников вел большую внедумскую работу: его выступления регулярно печатались в большевистской газете «Звезда», он сотрудничал с газетой «Правда», поддерживал связи с читинскими социал-демократами (прим. пересылал им политическую литературу, отчеты о деятельности социал-демократической фракции, делал доклады на заседаниях Читинского комитета РСДРП). Вел агитационную и пропагандистскую работу среди своих избирателей-казаков. Летом 1909 года он объехал несколько населенных пунктов Забайкалья, где во время встреч с казаками вел с ними беседы о деятельности Думы и политике царизма по основному вопросам, интересующим казаков – о земле и службе. Говоря об экономических нуждах казаков, он просил, чтобы казаки все свои жалобы отправляли в Петербург на его имя. Несмотря на многочисленные циркуляры Наказного атамана ЗКВ, целью которых было не допустить этих встреч, Войлошников объехал несколько поселков и станиц Забайкалья. Донинский станичный атаман докладывал начальству, что во время посещения их станицы депутатом Государственной Думы Войлошниковым обсуждались и не «дозволенные» Наказным атаманом вопросы. Летом 1910 г. иркутский губернатор издает предписание начальникам уездных управлений полиции, в котором говорит о намерении Войлошникова объехать казачьи станицы и поселки для ознакомления на месте с положением и бытом казаков. В предписании губернатор пишет о необходимости ведения за Войлошниковым «неослабленного наблюдения» и недопущении его выступлений на больших собраниях. Селенгинский уездный начальник в сентябре 1911 году сообщал губернатору о посещении Войлошниковым политических ссыльных – социал-демократов, бывших членов II Государственной Думы. Влияние и популярность Войлошникова, авторитет, которым он пользовался у населения, постоянные связи и контакты с избирателями, большая пропагандистская и агитационная работа вызывали тревогу и недовольство у властей. Именно поэтому иркутский губернатор делает все, чтобы лишить Войлошникова депутатского мандата. По требованию губернатора было созвано срочное заседание Забайкальской областной комиссии по выборам в Государственную Думу. В мае 1911 года она исключила Войлошникова из числа выборщиков по Цаган-Олуевской станице Акшинского уезда на том основании, что он, по выводам комиссии, не был домохозяином (избирательное право по крестьянской курии получали только домохозяева). Войлошников подал жалобу в Сенат, дело затянулось и только 8 октября 1912 года он был исключен из членов Государственной Думы, хотя его полномочия как депутата закончились уже за пять месяцев до этого.
Невозможность использовать думскую трибуну не исключило Авива Андриановича из активной деятельности. С 1913 года Войлошников занимается потребительской кооперацией, помогает в организации забайкальским социал-демократическим изданиям – газете «Забайкальское обозрение» и журналам «Наше дело» и «Кооперативное слово», активно печатается в них. Он принимает активное участие в событиях Февральской и Октябрьской революции. В 1917 году был председателем 1-ого войскового съезда, постановившего упразднение Забайкальского казачьего войска. После установления в Забайкалье режима семёновщины уехал в Иркутск. Был на хозяйственной работе в Новосибирске, Саратове, Казани, Москве. В 1930 году А. А. Войлошников был репрессирован и погиб, в 1957 году реабилитирован.
Такова была судьба Авива Андриановича Войлошникова – первого из наших земляков, ставшего депутатом российской Государственной Думы. В его судьбе отразился начальный период эпохи становления российского парламентаризма и переломные этапы отечественной истории. Его работа как депутата Государственной Думы и сейчас может быть примером для деятельности настоящего российского парламентария.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь в социальных сетях.