О библиотеке Ивана Грозного ходят легенды. Говорят, что её до сих пор не нашли. Что в ней было такого необычного и почему за 5 веков она так и не найдена ? По мнению многих людей, историков, археологов и просто искателей приключений библиотека с драгоценными книги, фолиантами и свитками существует, только вот как её найти ?
Что такое эта загадочная библиотека ?
Библиотека Ивана Грозного (также используются названия Либерея и Либерия от лат. liber — «книга») — легендарное собрание книг и документов, последним владельцем которого предположительно был царь Иван IV Грозный.
Считается, что Либерия Ивана Грозного – это огромная коллекция, которая включала в себя старинные пергаментные книги, древнейшие папирусные свитки. В них содержалось много разного рода информации. Здесь были трактаты и поэмы древних классиков, а еще бесценные фолианты, в которых рассказывалось об истории человеческой цивилизации и даже зарождении жизни на земле.
Выйдя замуж за великого князя Московского Ивана III, бабушка Грозного Софья Палеолог, племянница византийского императора Константина XI, привезла в столицу Руси 30 (по другим данным - 70) возов с книгами. Это было её приданое. Но деревянный город часто сгорал в пожарах, поэтому книги берегли в сундуках в подземных хранилищах. Софья спасла от турок, захвативших и разграбивших в 1453 году столицу Византии, сотни фолиантов на древнегреческом, латинском и древнееврейском языках, часть которых была в собрании ещё античной Александрийской библиотеки. Пережив в Москве очередной пожар, она убедила мужа радикально перестроить Кремль, заменив дерево кирпичом и белым камнем (именно с тех пор Москву стали называть Белокаменной). По инициативе Софьи в Россию выписали из Болоньи знаменитого архитектора и инженера Аристотеля Фиораванти, который будто бы построил под Кремлём подземный тайник для привезённых из Византии книжных сокровищ.
По некоторым предположениям, сам Иван Грозный долго искал умело спрятанные бабкой фолианты, а когда нашёл, пополнял собрание другими, закупаемыми в разных странах. Есть версия, что царь объединил византийскую библиотеку с не менее легендарным собранием Ярослава Мудрого, долгие века хранившимся в подземельях Софийского собора в Киеве. Оно могло содержать до тысячи уникальных томов. Говорят, завоевав Казань, царь Иван IV присовокупил рукописи средневековых арабских исследователей из собрания казанского хана. По слухам, Либерея содержала также колдовские наставления и фолианты по магии.
Возможно, не без применения оккультных и эзотерических знаний Иван Васильевич наложил на библиотеку заклятие - кто к ней приблизится, лишится зрения. Не факт, что заклятие исправно срабатывало: видели же библиотеку и царевна Софья, и её брат Пётр I, как известно, не ослепшие.
Другим повезло меньше. Искавший библиотеку в 1930-х годах сотрудник кремлёвской охраны Аполос Иванов прошёл подземными ходами от храма Христа Спасителя к Кремлю и обнаружил прикованные цепями к стене истлевшие скелеты, а также железные двери, разделявшие отсеки подземелья. Найти клад Грозного ему не позволили сотрудники НКВД, закрывшие выход из-под земли к Москве-реке кирпичной кладкой. А вот зрение энтузиаст-кладоискатель всё же потерял, хотя и годы спустя.
Кстати, перед празднованием 850-летия Москвы 87-летний Аполос Иванов добился встречи с Юрием Лужковым и, как видно, сумел убедить мэра, что точно знает, где спрятаны сокровища Грозного. Был создан совет по содействию в поисках библиотеки, мэрия предоставила немалые средства, коммерсант Герман Стерлигов возглавил поисковый штаб. Однако спустя два года безрезультатные работы были свёрнуты.
Переводчик Максим Грек, пастор Иоганн Веттерман, барон Христофор Христиан фон Дабелов и Наполеон Бонапарт.
Софья Палеолог скончалась в 1503 году, а следом ушел из жизни и великий князь Иван III. Власть перешла к Василию III – сыну Софьи и будущему отцу Ивана Грозного Считается, что при князе Василии манускрипты перевели на русский язык. И славные эти деяния приписывают Максиму Греку, известному переводчику того времени. Его «Сказания о Максиме Греке», содержащие обширную опись «единиц хранения», так оно было или нет – не известно. А известно то, что Максим Грек провел в Москве не один год. Под личным присмотром (считай, и контролем) он переводил различные тексты.
Что содержалось в этих текстах – также неизвестно. Установлено, что вроде бы перевод шел с греческого на русский. Переводчик успешно справился с поручением князя, чем заслужил его похвалу. На этом месте тоненький ручеек информации о библиотеке Ивана Грозного «пересыхает». Только в самом конце XVI века появляется что-то новое о судьбе Либерии.
Рижский бургомистр Франц Ниештедт в своих записях ссылается на немецкого пастора Иоганна Веттермана. Вроде бы он пришелся по душе Ивану Грозному своей праведностью и набожностью. В 1570 году царь пригласил Веттермана в Кремль, а спустя немного времени решил показать гостю свои книжные сокровища, хранившиеся в подземелье.
В сопровождении трёх дьяков пастор проследовал в хранилище. Ему показали огромное количество древних книг на латинском, греческом и еврейском языках. Иоганн Веттерман помнил и имена сопровождавших его служителей: Андрей Щелкалов, Никита Висковатый и Никита Фуника. Двоих из них казнили в 1571 году, третьего же, Никиту Фунику, также лишили жизни – на несколько лет позже. Видимо, библиотека Ивана Грозного находилась под присмотром именно этих людей. После их смерти всякие следы этого ценного хранилища затерялись.
Многие исследователи высказывали предположение о том, что Иван Грозный повелел перевезти библиотеку в Александровскую слободу. После кончины царя Либерию никто и в глаза не видел. А что если царь после сокрытия библиотеки, по традициям того времени отдал приказ уничтожить всех, кто имел какое-либо отношение к строительству тайника для библиотеки? А главным доказательством, что Либерия не вымысел долгое время продолжали оставаться записи Франца Ниештедта.
В 1724 году некий московский пономарь Конон Осипов рассказал, что его знакомый дьяк поделился с ним знаниями о том, что под Кремлем в подземном хранилище хранятся очень ценные книги. Информацией заинтересовался Правительствующий Сенат. Были посланы люди, организованы земляные работы. Копали долго и много, но найти ничего не смогли.
Но не только русские исследователи интересовались судьбой Либерии. Когда Наполеон вошел в Москву, он отдал распоряжение найти древние книги в подвалах Кремля. Книги французы не нашли. Свою лепту в загадочную судьбу царской библиотеки внес и немецкий профессор права Вальтер Клоссиус. В 1834 году он издал так называемый «Список Дабелова». Христофор Дабелов был профессором Дерптского университета. Вроде бы в старых архивах он обнаружил таинственный список, в котором перечислялись названия древних манускриптов, очень редких. Профессор высказал предположение, что список составил Иоганн Веттерман – после того, как покинул Москву.
Клоссиус сомневался в подлинности списка. Ведь перед ним был не подлинник, а копия. Оригинал пропал. Причину его исчезновения Дебелов объяснить не смог. Историк Николай Лихачев (1862-1936) заявил, что Либерия – не вымысел. Она должна где-то существовать, воспоминания Веттермана лично у него не вызывают сомнений.
Много времени посвятил исследованиям, касающимся Либерии, археолог и историк И.Я. Стеллецкий. Он изучал планы Московского Кремля разных эпох, знакомился с большим количеством архивных документов. В тридцатые годы прошлого века под его руководством на территории Кремля велись раскопки под двумя башнями. Однако продолжить работы Стеллецкому не удалось: поступил приказ деятельность свернуть. Это было время наступающих политических репрессий.
Если кому интересно продолжу ... пишите в комментариях.