Как известно история повторяется .....везде и всегда и Россия здесь не исключение,лишний раз об этом напоминают картины Василия Перова. Сначала надо, конечно, сказать о самом художнике родившемся в Тобольске 2 января 1834 года в семье государственного служащего Григория Карловича Криденера,но сына записали на фамилию крестного -Васильева.Позже братья и сестры Василия унаследовали фамилию и титул Криденера. Читать и писать будущего художника учила мать и местный священник,который увидел терпение и старание ученика и то что эти качества уже видны на бумаге-прекрасный почерк Василия .Так и получил он свое прозвище "Перов" ,ставшее позднее фамилией. Барон Криденер,а именно такой был у него титул и должность прокурора по роду своей работы общался с людьми не испытывавшим теплых чувств к самодержавию, вскоре и сам прокурор стал слишком много думать ,что не могло не заметить его руководство и с должностью Григорию Карловичу пришлось расстаться.У семьи естественно начались материальные трудности поэтому юному Василию учиться живописному ремеслу пришлось в Арзамасе ,куда переехала семья после увольнения Криденера. который устроился управляющим в помещичье имение . Вернувштись, после учебы к родителям, он увидел русскую деревню ,что называется в натуре без прикрас ,но отражать эту действительность у него в то время желания не было . Может быть поэтому он пишет свой автопортрет
Взгляд ,конечно, выдает талант и то что он задумал обязательно добьется ,что называется всенепременно несмотря на трудности ,которых судя по картине у него были и, надо сказать, еще будут предостаточно (фон картины темный ,даже ,пожалуй мрачноватый ,кстати большинство картин на таком фоне).Набравшись впечатлений в русской глубинке Перов в 1855 году поступает в Московское училище живописи ваяния и зодчества знаменитый МУЖВИЗ,где одной из особенностей была возможность кроме заданных работ писать картины на вольные темы. В это время художник и начинает показ суровой действительности русской деревни в картине:
Сразу понятно на чьей стороне художник , центральная фигура вся в белом это преступник и он положительный ,потому что в этой избе все остальные отрицательные ,взять хотя бы старого станового пристава ,сейчас это следователь. Пристав все знает и все понял, разговор окончен.езжайте на казенные харчи, но нарушитель Свода законов Российской империи хочет убедить плохого станового,на котором были и судебные функции в том ,что не все так однозначно и он жертва обстоятельств. Остальные все при деле секретарь или писарь занят оформлением приказа, царский сатрап взял за локоть и тянет в дальнюю дорогу да побыстрее (все ясно ,зачем время терять) ,а кто то просто смотрит.Работа была удостоена большой серебряной медали. На этом начинающий мастер не останавливается и в 1861 году пишет сразу две картины :"Сельский крестный ход на Пасхе" и "Проповедь в селе"
И здесь тоже видны симпатии Василия Григорьевича в центре две светлые фигуры девушки и мужчины с церковной утварью.По сюжету они выходят из какой то избы,не из церкви,которая виднеется вдалеке.Но конечно в противоположность им показан батюшка ,который уже празднует, и надо сказать круто , с трудом стоящий на ногах, сомневающийся смогут ли эти ноги доставить его тело до места назначения.Но он хоть стоит (иначе нельзя, он же на службе) , а рядом у крыльца двое сошедших с дистанции(с дозой допинга не угадали)одному уже оказывают первую помощь.Но между двумя центральными фигурами, которые еще и поют, дедушка на "автопилоте", ему не до песен, ему вообще похоже трудно говорить,его главная задача донести икону неважно каким образом (на картине она верх ногами)вот он русский характер в 19 веке- в год отмены крепостного права.Меня всегда эта картина притягивала простотой и искренностью.Следующая работа продолжает тему обличения самодержавия и в частности лицемерных служителей церкви
И снова видна манера художника кого то выделять кого то нет .Обычная сцена деревенской жизни,где служитель культа учит большое количество прихожан добру( кстати в Российской империи посещение церкви было обязательным и наказание какое то предусматривалось).Но прихожанам не до служителя, у всех свои дела: кто то спит ,кто то занят личной жизнью.Внимают речам только дедуля и дети они еще во что то верят.Так и получается что все повторяется ,но на другом уровне.