В частном собрании В. Литвинова в Москве хранится ранее неизвестная работа Василия Ивановича Сурикова «Портрет женщины в костюме свахи», написанная художником в 1909 году. Известно, что натурщицей для работы стала одна из дочек качинского бая Егора Петровича Спирина.
Как великий художник Суриков рисовал в Хакасии великого разбойника-каторжника
В картине «Портрет женщины в костюме свахи» Суриков изображает стоящую молодую женщину в традиционном костюме хакасской свахи. На заднем фоне мы видим гряду зеленых холмов и гор, так легко узнаваемого ширинского пейзажа в Хакасии. Девушка спокойно смотрит на зрителя, ее взгляд – открытый и ясный. На ней шуба «идектiг тон» – длинная до пят, украшенная цветастыми наплечниками фиолетового цвета и декоративной тканевой полосой рыжего цвета. Лисья шапку «тулгу пурек» на голове дополняет образ свахи. Обе руки девушки прикрыты длинным рукавом с меховой отделкой из бобра. Этой намеренной демонстративностью яркого национального колорита шубы художник невольно притягивает к картине зрительское внимание.
Как Хакасия оказалась на картине Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»
Известно, что с июля по август 1909 года художник В. И. Суриков с дочерью Еленой отдыхали на курорте Шира в Хакасии.
Несмотря на сравнительно небольшую удаленность от Красноярска, добраться до курорта Шира в то время было довольно сложно. Обычно на пароходе из Красноярска плыли до пристани Батени по реке Енисей, где нанимали ямщицкие тройки с ямщиками и на лошадях 55 версты (одна верста – 1067 м) ехали по степи, встречая на пути редкие хакасские аалы. Путешествие было несколько хлопотливое и сопряженное с неудобствами, но зато оно окупалось замечательными живописными видами. Путь в один конец занимал три дня.
Внучка художника Сурикова Н. П. Кончаловская писала:
«С курортной публикой Суриковы не общались, лечиться им было не отчего. Интересовали Василия Ивановича только хакасы. Он приглашал их к себе, Лена угощала их чаем. Суриков ездил к ним сам в улусы, писал их с натуры. Ему нравилось, как они сидели кучками за беседой прямо на траве, женщины отдельно от мужчин. Нравилось, как они пели, – что видят перед собой, о том и поют заунывно, однообразно. Плясали они не грациозно, но конские игры и скачки были бесподобны.
Очень интересны были у них сказители (хайджи), весь округ собирался слушать их. Они сидели на ковре под открытым небом, окруженные плотным кольцом слушателей, и по очереди говорили сказки – смешные, печальные, страшные. И хотя говорили они по-татарски, было понятно, о чем идет речь, по жестам, по интонации рассказчиков – это были артисты.
Несмотря на то, что все татары края давно приняли христианство, шаманство у них было в силе. Василий Иванович любил наблюдать пляску шаманов».
В этом же 1909 году на курорте Шира состоялось знакомство В. И. Сурикова с местным качинским баем Егором Петровичем Спириным, скотовладельцем и меценатом.
Сведения о Спирине незначительны и мы попытаемся восстановить некоторые его биографические данные.
Родился Егор Петрович Спирин в 1854 году на реке Белый Июс Качинской степной думы. Известно, что семье Спирина у него было три дочери, которым он дал образование. Егор Петрович Спирин занимался торговлей и ростовщичеством. Спирины принадлежали к сеоку «Соххы». Административный род Бело-Июсский входил в состав Абаканской инородной управы, которая была организована в 1864 году вместо Качинской степной думы. Всего в состав Бело-Июсского административного рода входило 14 улусов.
В 1894 году на курорте Шира Е. П. Спирин познакомился со студентом Санкт-Петербургского университета П. Е. Островских, который находился в Минусинском уезде по заданию Императорской Академии Наук в этнографической экспедиции. После этого знакомства с П. Е. Островских Спирин изъявил желание подарить Музею антропологии и этнографии им. П. Великого (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге (коллекция № 264) полный костюм хакасской свахи «пазыртхан iчезi» и свадебное убранство для коня.
В традиционный костюм свахи вошли: праздничная шуба (тон), безрукавка (сигедек), платье (когонек), головной убор (тулгу порiк) и женское нагрудное украшение (пого). Коллекция убранство коня хакасской свахи состоит из седла, чепраков – большого, малого и заднего, украшения женского седла «татора», нагрудного ремня-сбруи, подфеи (подхвостника), уздечки и стремян.
Этнограф П. Е. Островских высоко оценил дар Е. П. Спирина.
Он отметил:
«Такие свадебные наряды и седло имеются далеко не во всех семьях качинцев; еще до того менее их среди инородцев Степной думы, так как минимальная стоимость их не менее 300 рублей».
В 1896 году на курорте Шира произошло знаменательное событие - была построена однопрестольная деревянная церковь в честь Великомученика Святого Пантелеймона, которая вошла в состав Сонского Михаило-Архангельского прихода, который был открыт в 1863 году.
Церковь на курорте Шира была построена на средства местных богачей Н. Е. Чистякова и Е. П. Спирина, в церкви своего священника не было и летом из села Сон на службу приезжал священник.
Летом 1908 года в курорте Шира Е. П. Спирин познакомился с фотографами Людвигом Вонаго и Николаем Васильевичем Федоровым. В Шира они отдыхали и одновременно фотографировал виды курорта Шира и отдыхающих.
Фотограф Людвиг Вонаго (1872-1935) был известным фотографом в Красноярске. Работал лесным кондуктором Управления государственным имуществом Енисейской губернии (1902-1910), топографом Енисейской землеотводной партии (с 1911). Коллекция стеклянных негативов Вонаго хранится в фондах Красноярского краевого краеведческого музея. И среди них составной панорамный снимок, состоящий из 5 фотографий, снятые в юрте Е. Г. Спирина в курорте Шира.
На фотографиях внутренний вид юрты с расположенными внутри предметами интерьера – столы, полки с сундуками, шкатулками и посудой и прочими предметами необходимыми в быту.
Другой фотограф Николай Васильевич Федоров прославился как фотограф и актер-любитель в Минусинске. Все известные фотографии с видами Минусинска начала ХХ века выполнены именно им. По заказу Национального музея в Вашингтоне Н. В. Федоров сделал около 300 снимков хакасов на территории Минусинского уезда. Минусинскому краеведческому музею он частично подарил и частично продал около 2000 негативов. В 1918 году Н. В. Федоров служил в армии Колчака и погиб в одном из боев на станции Жерлык Минусинского района.
Курорт Шира был в 1909 году для своего времени вполне благоустроенным. Несколько домов и деревянные хакасские юрты, крытые древесной корой, были расположены по берегу, образуя поселок. По соседству с курортом находился так называемый «аал богача» – золотопромышленника И. М. Иваницкого – поселок, состоящий из трех рядов деревянных юрт. В курорте Шира имелись гостиница, курзал, теннисные и крокетные площадки, ресторан, кухмистерская Арнаутовой. Пребывание на озере обходилось дорого, и поэтому сюда приезжали на лечение только состоятельные люди – чиновники, купцы, военные, духовенство, дворяне, мещане-домовладельцы и зажиточные крестьяне.
27 июля 1909 года на озере Шира Суриков стал очевидцем празднования дня Святого Пантелеймона. Из окрестных хакасских аалов на праздник съезжалось много хакасов-качинцев. На окраине Шира прибывавшие разбивали лагерь. Утром в праздничный день, после церковной службы, огромная толпа людей приближалась к озеру. В ярких национальных костюмах, многие верхом на лошадях, они въезжали в воду и купались. Эта пестрая толпа на берегу озера была особенно красочна, она-то, по видимому, и запомнилась Сурикову.
После купания проводились традиционные конные скачки.
Дочь Елена Васильевна Сурикова вспоминала, как однажды попали они в гости к качинскому богачу Егору Петровичу Спирину. Воспроизводим воспоминание в пересказе Н. Кончаловской:
«Юрта его была увешена коврами, уставлена шкафами с дорогой посудой, в сундуках лежала богатая одежда. Четыре хозяйки в длинных рубашках из дорогого шелка с пестрыми оплечьями, с волосами, заплетенными в мелкие длинные косички, с понизями коралловых и бирюзовых украшений, встретили Суриковых. Женщины молча поздоровались, протягивая узкие твердые ладони, и тут же все занялись своими делами, одна стала строчить на швейной машинке, другая уселась читать. Лена взглянула на обложку – оказалось «Воскресенье» Толстого. Еще две принялись накрывать на стол. Хозяин стал занимать гостей.
Он хорошо говорил по-русски и рассказал, что живет с женой и тремя дочерьми, доволен жизнью, достатком. Женщины внесли огромный, медный, ярко начищенный самовар. Угощенье было хорошим: домашние лакомства, печенья, закуски, конфеты. Суриковы проголодались и с удовольствием принялись за еду. Говорил только хозяин – из женщин трудно было вытянуть слово, но русский язык знали и они: девушки все окончили школу.
После чая Суриков попросил разрешения порисовать. Хозяин, восхищенный и удивленный, с большим вниманием следил за каждым движением художника. Когда два этюда были закончены, хозяин что-то сказал младшей дочери, гибкой девушке с зелеными глазами и хитрой улыбкой. Та открыла сундук и достала из него белую барашковую шубку, крытую пунцовым шелком и соболью шапку блином, какие носят свахи.
Спирин попросил нарисовать дочь в этом костюме. Суриков сделал акварель молодой татарки в этой шубе и шапке на фоне зеленых холмов. Хозяева были в восторге и провожали гостей с почетом и уважением».
В гостях у Е. П. Спирина художник написал две работы с интерьерами юрт: «Внутренность юрты» (Государственная Третьяковская галерея) и «Юрта» (Красноярский художественный музей). Работа «Внутренность юрты» хранилась в частных коллекциях, выставляясь на персональных выставках Сурикова в 1927 и 1948 годах. На полотне художник изобразил вдоль стен, завешенных темными пестрыми тканями – нары, покрытые полосатыми покрывалами и подушками, на которых сидит женщина в красном платье.
Озеро Шира стала одной из героинь творчества художника В. И. Сурикова. Суриков не мог не полюбить Хакасию, ставшую для него родной и близкой. Широкие и бескрайние степи, голубые дали Кузнецкого Алатау, древние седые курганы и изваяния, серебристая гладь озера Шира были воспеты в его произведениях и составили целый этап творчества великого художника. Суриков навсегда запечатлел красоты нашего богатого и удивительного края в полотнах, которые бесспорно вошли в сокровищницу русского и мирового изобразительного искусства.
Маина Чебодаева, кандидат искусствоведения