Однажды я была очень злым редактором. Тем, который про "ты можешь лучше", "это фигня, а не текст", "переписывай, так не годится", "ты, что, не видишь, что текст дохлый?". Тем, что с удовольствием зачеркивал, удалял и красил чужие тексты в красный.
Мне казалось, что, если людей тыкать носом в ошибки и честно и жёстко говорить, что именно и почему не работает в их текстах, результат будет замечательным: все сразу всё поймут и больше так отвратительно писать не будут.
Да простят мне это первые ученики! Саму себя я уже простила: все приходит с опытом. Принятие собственных косяков, в том числе.
С тех пор утекло несколько лет и сгорело много нервных клеток. Медленно, потихоньку приходило понимание, что подход надо менять. С тренерского на человеческий.
Наши тексты — это мы. В них, как и в жизни, мы ранимы, чувствительны, сомневаемся, боимся, волнуемся. В текстах, как и в жизни, легко удариться о необдуманное слово, злую "обратную связь" или равнодушное хмыканье: "Ну да, молодец!". И потом долго будет болеть и саднить.
На вебинаре в четверг одна девушка написала: "После критики близкого человека я боюсь писать". Сердце сжалось тогда от сочувствия к ней.
Сейчас я с удовольствием крашу ваши тексты в зелёный. Мне важно подчеркнуть и вам показать, где получилось здорово, где удачная находка или классное описание. Важно поддержать. Важно похвалить.
Я по-прежнему объясняю, что и почему не работает в тексте (как иначе?), но внимательно слежу, чтобы делать это тактично и мягко. Через вопрос, через предложение поисследовать фразу, через "что, если...?" или "смотрите, ещё можно вот так...".
Надеюсь, получается быть бережной — и с вами, и с вашими текстами. Иначе зачем вообще это все?🧡
Читайте также:
Как я наконец полюбила себя
Как я писала эротические романы
Как я была женой реаниматолога
Как я ходила с зеленым ртом